Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Чистой воды популизм», – эксперт прокомментировал инициативу КПРФ о госрегулировании цен на бензин

«Чистой воды популизм», – эксперт прокомментировал инициативу КПРФ о госрегулировании цен на бензин

Вероятность принятия такого закона близка к нулю.

Депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов внесли в Госдуму законопроект о регулировании цен на топливо. 

В документе предлагается с 1 января 2019 года установить предельную цену на бензин и дизельное топливо, которую должно контролировать правительство. Как считают депутаты, эта мера защитит потребителя от колебаний и значительных скачков цен на топливо.

Напомним, что цены на бензин в нашей стране резко выросли весной и в начале лета текущего года. В начале июня цена за литр бензина превысила 43 рубля.

Однако, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже заявила, что видит противоречия в предлагаемом законопроекте. В частности, он не отвечает договоренностям в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в комментарии РИА «Новости» отметил, что, в договоре стран, членов ЕАЭС «закреплена договоренность о проведении скоординированной энергополитики, основанной на рыночном ценообразовании».   

Эксперты топливного рынка также крайне скептически отнеслись к предлагаемому законопроекту. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков прокомментировал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ инициативу депутатов:

Это чистой воды популизм. В последнее время КПРФ очень активно развивает свои позиции, укрепляет поддержку у населения, зная, что протестуют против законов, которые все равно будут приняты. Против пенсионной реформы, например.  Выводят людей на митинги, прекрасно понимая, что просто набирают политические очки, зная, что от них ничего не зависит. И также на топливном рынке. Они понимают, что ввести регулирование цен на бензин – это, фактически, перестроить всю нефтяную отрасль. Конечно, никто этого делать не будет, но это популярная у населения идея и можно за ее счет «пропиариться». Суть законопроекта только в этом.

Надо понимать, что вся структура нефтяной отрасли построена по принципу свободного ценообразования, а монополия есть только в сегменте транспортировки нефти. Есть Транснефть  – государственная компания, только она оказывает услуги по тарифам. Все остальные цены формируются на свободном рынке. И на оптовом рынке нефтепродуктов, и в розничной торговле. У нас даже есть специальная Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая занимается только тем, чтобы никто никаких договоров на рынке не устраивал, а все было конкурентно и прозрачно, чтобы был свободный рынок, а не регулирование. Если мы вводим регулирование, то надо, как минимум, ФАС устранить. 

Если у КПРФ есть какие-то претензии, пусть они посмотрят, как сами голосовали за налоговый маневр, который подразумевает, что  цены внутри страны будут примерно такими же, как и за рубежом. То есть  для внутреннего рынка цены повысятся. И КПРФ за этот закон проголосовала. Если они думают, что цены станут крайне низкими, если их регулировать, тогда будет убита вся нефтяная отрасль.  Нефтяникам тоже нужны деньги, для того, чтобы вкладывать в новые месторождения, Транснефти, чтобы строить нефтепроводы и т.д.

Сделать низкими цены «вручную» невозможно, а вводить регулирование цен и поддерживать их на таком же высоком уровне как сейчас – какой в этом смысл? Наоборот, надо развивать конкуренцию и за счет этого делать отрасль более эффективной.

В общем, вероятность того, что будет введено госрегулирование цен на бензин близка к нулю.  Как можно просто взять и сделать низкими цены? Потребовать у нефтяников, чтобы они работали себе в убыток? Они поработают месяц, и закончится нефтяная отрасль в России. Если КПРФ считает, что можно при низких ценах всю отрасль и страну поддерживать на хорошем уровне, пусть посмотрят на пример Венесуэлы, где, фактически, революция происходит, где в президента стреляют, жесточайший экономический кризис, вот пример, к чему приводит регулирование цен. Да, там самые низкие цены на топливо в мире и вот к чему страна пришла.

Поэтому надо делать более эффективным рынок  и выстраивать этот рынок, а не придумывать велосипед и возвращаться к регулированию. Что мы каждые 20 лет будет то регулировать, то опять рынок вводить? Уж надо как-то определиться и отшлифовывать модель, которая уже работает. 

Источник: Невские новости, 08.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики