Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Чистой воды популизм», – эксперт прокомментировал инициативу КПРФ о госрегулировании цен на бензин

«Чистой воды популизм», – эксперт прокомментировал инициативу КПРФ о госрегулировании цен на бензин

Вероятность принятия такого закона близка к нулю.

Депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов внесли в Госдуму законопроект о регулировании цен на топливо. 

В документе предлагается с 1 января 2019 года установить предельную цену на бензин и дизельное топливо, которую должно контролировать правительство. Как считают депутаты, эта мера защитит потребителя от колебаний и значительных скачков цен на топливо.

Напомним, что цены на бензин в нашей стране резко выросли весной и в начале лета текущего года. В начале июня цена за литр бензина превысила 43 рубля.

Однако, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже заявила, что видит противоречия в предлагаемом законопроекте. В частности, он не отвечает договоренностям в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в комментарии РИА «Новости» отметил, что, в договоре стран, членов ЕАЭС «закреплена договоренность о проведении скоординированной энергополитики, основанной на рыночном ценообразовании».   

Эксперты топливного рынка также крайне скептически отнеслись к предлагаемому законопроекту. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков прокомментировал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ инициативу депутатов:

Это чистой воды популизм. В последнее время КПРФ очень активно развивает свои позиции, укрепляет поддержку у населения, зная, что протестуют против законов, которые все равно будут приняты. Против пенсионной реформы, например.  Выводят людей на митинги, прекрасно понимая, что просто набирают политические очки, зная, что от них ничего не зависит. И также на топливном рынке. Они понимают, что ввести регулирование цен на бензин – это, фактически, перестроить всю нефтяную отрасль. Конечно, никто этого делать не будет, но это популярная у населения идея и можно за ее счет «пропиариться». Суть законопроекта только в этом.

Надо понимать, что вся структура нефтяной отрасли построена по принципу свободного ценообразования, а монополия есть только в сегменте транспортировки нефти. Есть Транснефть  – государственная компания, только она оказывает услуги по тарифам. Все остальные цены формируются на свободном рынке. И на оптовом рынке нефтепродуктов, и в розничной торговле. У нас даже есть специальная Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая занимается только тем, чтобы никто никаких договоров на рынке не устраивал, а все было конкурентно и прозрачно, чтобы был свободный рынок, а не регулирование. Если мы вводим регулирование, то надо, как минимум, ФАС устранить. 

Если у КПРФ есть какие-то претензии, пусть они посмотрят, как сами голосовали за налоговый маневр, который подразумевает, что  цены внутри страны будут примерно такими же, как и за рубежом. То есть  для внутреннего рынка цены повысятся. И КПРФ за этот закон проголосовала. Если они думают, что цены станут крайне низкими, если их регулировать, тогда будет убита вся нефтяная отрасль.  Нефтяникам тоже нужны деньги, для того, чтобы вкладывать в новые месторождения, Транснефти, чтобы строить нефтепроводы и т.д.

Сделать низкими цены «вручную» невозможно, а вводить регулирование цен и поддерживать их на таком же высоком уровне как сейчас – какой в этом смысл? Наоборот, надо развивать конкуренцию и за счет этого делать отрасль более эффективной.

В общем, вероятность того, что будет введено госрегулирование цен на бензин близка к нулю.  Как можно просто взять и сделать низкими цены? Потребовать у нефтяников, чтобы они работали себе в убыток? Они поработают месяц, и закончится нефтяная отрасль в России. Если КПРФ считает, что можно при низких ценах всю отрасль и страну поддерживать на хорошем уровне, пусть посмотрят на пример Венесуэлы, где, фактически, революция происходит, где в президента стреляют, жесточайший экономический кризис, вот пример, к чему приводит регулирование цен. Да, там самые низкие цены на топливо в мире и вот к чему страна пришла.

Поэтому надо делать более эффективным рынок  и выстраивать этот рынок, а не придумывать велосипед и возвращаться к регулированию. Что мы каждые 20 лет будет то регулировать, то опять рынок вводить? Уж надо как-то определиться и отшлифовывать модель, которая уже работает. 

Источник: Невские новости, 08.08.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики