Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» придется платить больше НДПИ

«Газпрому» придется платить больше НДПИ

Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, теперь налоговая нагрузка на «Газпром» вырастет

В четверг, 5 июля, Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс. Они предусматривают рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ для «Газпрома»: коэффициент, который учитывается при расчете налога на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 г., повышается с текущих 1,4022 до 2,055. Поправки в Налоговый кодекс внесло правительство. Их должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.

В 2016 г. «Газпром» заплатил 613,7 млрд руб. НДПИ, в прошлом году – 915,6 млрд руб., а за I квартал 2018 г. – 233,3 млрд руб. Поправки необходимы для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета – 72 млрд руб., пояснил на заседании думского комитета по бюджету замминистра финансов Илья Трунин, передает «Интерфакс». Недостача возникла из-за неполной уплаты «Газпромом» дивидендов за 2017 г.

Согласно распоряжению правительства от 2016 г. все госкомпании должны платить акционерам 50% от чистой прибыли по МСФО или РСБУ (смотря что больше), но «Газпром» второй год подряд платит меньше. 

В 2017 г. компания отдала акционерам 190 млрд руб. (20% от чистой прибыли) и столько же – в этом году (26% чистой прибыли).

Чистая прибыль «Газпрома» за 2017 г. была 730,7 млрд руб. Если бы компания заплатила половину, то на долю государственного «Роснефтегаза» (10,97% акций «Газпрома»), Росимущества (38,37%) и подконтрольной ему «Росгазификации» (0,89%) пришлось бы суммарно около 182 млрд руб. Но достанется 95 млрд руб. согласно уже утвержденным дивидендам на годовом собрании в июне.

«Почти половина акций «Газпрома» находится в свободном обращении», – напоминает структуру собственников компании директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Для государства нет резона настаивать на увеличении дивидендов, поскольку половина из них государству все равно не достанется. Есть другие варианты повышения собираемости в бюджет с «Газпрома» – например, как раз за счет изменения фискальной нагрузки, говорит он. «Это наиболее неприятный вариант для миноритариев – государство, по сути, изымает доходы из компании в обход их, – считает эксперт. – На финансовых показателях компании повышение налоговой нагрузки не скажется – оно будет с лихвой компенсировано ростом средних цен реализации газа в Европе».

72 млрд руб., которые Минфин планирует через НДПИ изъять в бюджет, не станут большой проблемой для «Газпрома», но могут увеличить его долговую нагрузку в условиях необходимости концентрировать ресурсы на завершении ключевых инвестпроектов, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Рост НДПИ может привести к снижению финансовых результатов за 2018 г. и «Газпрому» придется изыскивать резервы, говорил зампред правления компании Андрей Круглов в конце июня. 

Автор: Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 05.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики