Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» придется платить больше НДПИ

«Газпрому» придется платить больше НДПИ

Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, теперь налоговая нагрузка на «Газпром» вырастет

В четверг, 5 июля, Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс. Они предусматривают рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ для «Газпрома»: коэффициент, который учитывается при расчете налога на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 г., повышается с текущих 1,4022 до 2,055. Поправки в Налоговый кодекс внесло правительство. Их должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.

В 2016 г. «Газпром» заплатил 613,7 млрд руб. НДПИ, в прошлом году – 915,6 млрд руб., а за I квартал 2018 г. – 233,3 млрд руб. Поправки необходимы для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета – 72 млрд руб., пояснил на заседании думского комитета по бюджету замминистра финансов Илья Трунин, передает «Интерфакс». Недостача возникла из-за неполной уплаты «Газпромом» дивидендов за 2017 г.

Согласно распоряжению правительства от 2016 г. все госкомпании должны платить акционерам 50% от чистой прибыли по МСФО или РСБУ (смотря что больше), но «Газпром» второй год подряд платит меньше. 

В 2017 г. компания отдала акционерам 190 млрд руб. (20% от чистой прибыли) и столько же – в этом году (26% чистой прибыли).

Чистая прибыль «Газпрома» за 2017 г. была 730,7 млрд руб. Если бы компания заплатила половину, то на долю государственного «Роснефтегаза» (10,97% акций «Газпрома»), Росимущества (38,37%) и подконтрольной ему «Росгазификации» (0,89%) пришлось бы суммарно около 182 млрд руб. Но достанется 95 млрд руб. согласно уже утвержденным дивидендам на годовом собрании в июне.

«Почти половина акций «Газпрома» находится в свободном обращении», – напоминает структуру собственников компании директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Для государства нет резона настаивать на увеличении дивидендов, поскольку половина из них государству все равно не достанется. Есть другие варианты повышения собираемости в бюджет с «Газпрома» – например, как раз за счет изменения фискальной нагрузки, говорит он. «Это наиболее неприятный вариант для миноритариев – государство, по сути, изымает доходы из компании в обход их, – считает эксперт. – На финансовых показателях компании повышение налоговой нагрузки не скажется – оно будет с лихвой компенсировано ростом средних цен реализации газа в Европе».

72 млрд руб., которые Минфин планирует через НДПИ изъять в бюджет, не станут большой проблемой для «Газпрома», но могут увеличить его долговую нагрузку в условиях необходимости концентрировать ресурсы на завершении ключевых инвестпроектов, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Рост НДПИ может привести к снижению финансовых результатов за 2018 г. и «Газпрому» придется изыскивать резервы, говорил зампред правления компании Андрей Круглов в конце июня. 

Автор: Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 05.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики