Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Блокада "Северного потока-2" с треском провалилась

Блокада "Северного потока-2" с треском провалилась

Получение компанией Nord Stream 2 AG всех разрешений в России на строительство газопровода «Северный поток-2» является важным событием в деле реализации этого инфраструктурного проекта – считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам Алексей Гривач

Теперь не осталось препятствий для старта строительства «Северного потока-2»

Данное разрешение касается укладки газопроводной линии в исключительной морской зоне Российской Федерации, что фактически означает то, что компания Nord Stream 2 AG может начать сооружение данного проекта на территории нашей страны.

Все это подтверждает тот факт, что работы по сооружению «Северного потока-2» на территории России начнутся в текущем календарном году, несмотря на то обстоятельство, что компания Nord Stream 2 AG еще не получила соответствующее разрешение в Дании.

«На самом деле, это не формальность, а серьезный процесс, который длился в соответствии с российским законодательством на протяжении многих месяцев, и на это компания Nord Stream 2 AG потратила немало усилий», - заключает Гривач.

Естественно, получение подобных разрешений в европейских государствах было гораздо сложнее для компании Nord Stream 2 AG, но все-таки и это является знаковым событием, которое открывает двери для начала строительства «Северного потока-2». 

Теперь строительство «Северного потока-2» в России будет синхронизировано с Германией

«Тот факт, что все решения получены, а само строительство синхронизировано, причем, как по морскому участку «Северного потока-2», так и по сухопутной части этого проекта, является позитивным фактом. Это позволяет нам настраиваться на позитивный лад», - констатирует Гривач.

Как замечает эксперт, у нас теперь нет препятствий для того, чтобы начинать строительство данного проекта со стороны России, причем со стороны Германии этот процесс уже начался, и, судя по всему, оба направления работ очень скоро будут синхронизированы.

«Теперь можно заниматься, как подготовительными работами, так и непосредственным строительством «Северного потока-2». Так что, это важное событие и важная веха в реализации данного газотранспортного проекта», - резюмирует Гривач.

Другой вопрос, что здесь пока ничего не решено. На «Северный поток-2» продолжает давить угроза американских санкций, которая пока не вышла за пределы публичных заявлений американских политиков, но все-таки санционный закон CAATSA может быть в любой момент применен против данного проекта. При этом, политическая стойкость наших европейских партнеров – это предмет дискуссии. 

Возможности Дании не стоит преувеличивать

Кроме того, на повестку дня вышел фактор Дании и явное желание политического руководства данной страны внести свою лепту в реализацию «Северного потока-2» путем всех этих спекуляций по поводу выдачи разрешения на его строительство.

«Дания под давлением внешних игроков заняла по «Северному потоку-2» неконструктивную и политически ангажированную позицию. Если посмотреть на Копенгаген со стороны, то становится очевидным, что датчане делают это только для того, чтобы вставить этому газотранспортному проекту палки в колеса и как-то, пусть и временно, приостановить его», - заключает Гривач.

При этом, нельзя забывать и про то обстоятельство, что возможности Дании ограничены и каких-то реальных инструментов для того, чтобы заблокировать «Северный проток-2» у Копенгагена нет, и это серьезно ограничивает эффективность подобных манипуляций.

«После того, как в Копенгаген была подана вторая заявка через исключительную экономическую зону Дании севернее острова Борнхольм, стало понятно, что «Северный поток-2» будет реализован в любом случае», - констатирует Гривач

Строительство начнется без разрешения Дании

По словам Алексея Игоревича, теперь датчане будут вынуждены либо согласиться на строительство «Северного потока-2» в своих территориальных водах и, значит, дать прямое разрешение под этот проект, либо смириться с тем обстоятельством, что он пройдет через их исключительную экономическую зону, поскольку здесь прямого согласия со стороны Дании будет не нужно.

«Во втором случае у датчан не будет никакой возможности отказать в реализации данного проекта, поскольку в таком случае он пройдет в международных водах согласно правилам международного морского права», - резюмирует Гривач.

Что касается датского участка, то он представляет собой где-то 15 процентов от протяженности всей трассы «Северного потока-2», причем его строительство изначально планировалась на самом последнем этапе реализации данного проекта.

«Соответственно, раз строительство этого участка планируется на финальной стадии, то у Nord Stream 2 AG, и государств, которые поддерживают данный проект, есть время для того, чтобы договориться с датской стороной», - заключает Гривач

Здесь необходимо отметить, что есть мнение, что Дания занимается подобной деятельностью не для того, чтобы заблокировать «Северный поток-2», а для того, чтобы получить необходимые ей уступки со стороны правительства Германии.

«Все это говорит о том, что строительство «Северного потока-2» может уже начинаться, причем ситуация с Данией не станет причиной того, чтобы данный процесс в будущем будет каким-то образом отложен», - констатирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 14.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики