Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У правительства есть аргументы для балансировки цен на бензин

У правительства есть аргументы для балансировки цен на бензин

Российское государство имеет весь необходимый ему набор инструментов и рычагов влияния на национальную экономику для того, чтобы сдержать рост внутренних цен на топливо – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Цены на бензин не будут расти быстрее инфляции

Дело в том, что начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин заявил, что в России нет предпосылок для роста цен на бензин и другие базовые нефтепродукты выше уровня инфляции в 2019 году.

Впрочем, он отметил, что многое здесь будет зависеть от ситуации на мировом рынке, а также от волатильности уровня цен на нефть, но при современном положении дел в вопросе стоимости нефтепродуктов все стабильно и нет особенных поводов для беспокойства.

Перед нами важное заявление, учитывая, что президент РФ Владимир Путин недавно подписал пакет законов о так называемом налоговом маневре, вследствие которого в течение шести лет будет отменена налоговая пошлина и зеркально поднят НДПИ, т.е. налог на добычу полезных ископаемых. Это означает, что в скором будущем внутренние и внешние цены на нефть в России сравняются.

Это, естественно, вызвало серьезные опасения на внутреннем рынке нефти – достаточно вспомнить, как цены на бензин отреагировали на эту новость, быстро взлетев вверх, что вызвало оперативное вмешательство со стороны правительства РФ. 

Налоговый маневр серьезно повлияет на внутренний рынок нефтепродуктов

Более того, это вызвало протесты и в союзной нам Белоруссии, экономика которой заточена на получение нефти по внутренним российским ценам, из-за чего налоговый маневр в России может принести Минску миллиардные убытки.

Тема энергетических отношений с Белоруссией – это отдельный разговоры, но если брать внутренний российский рынок, то наше правительство предложило модель «обратного акциза». Эта система будет дотировать некоторые НПЗ для того, чтобы внутренние цены на бензин в России не росли выше инфляции, и чтобы на них не сказывалась отмена экспортной пошлины.

Соответственно, удержание цен на топливо является одной из магистральных задач правительства РФ на грядущие шесть лет, и здесь необходимо обратить внимание на то, что инфляция в России планируется в 2019 году на уровне 4,5-5 процентов.

«В случае каких-то неожиданных мер, правительство РФ может включить ручное управление ценами на нефть в России, и, как показывает практика, подобные меры работают чрезвычайно эффективно», - заключает Юшков

У правительства РФ есть рычаги влияния на цены на бензин

По словам Игоря Валерьевича, в рамках налогового маневра правительство РФ может попросить российские нефтяные компании сделать какие-то определенные шаги – например, сократить общий объем экспорта топлива на внешний рынок. Это является здесь основной проблемой, поскольку выравнивание цен на внешнем и внутреннем рынках может сделать невыгодным производство топлива в России.

«Половина добываемой нефти в России перерабатывается на внутреннем рынке, а для непосредственного потребления остаются не такие уж и большие объемы «черного золота» – это где-то 90 млн тонн нефти», - резюмирует Юшков.

Таким образом, для сдерживания внутренних цен правительство РФ может в любой момент сократить экспорт нефтепродуктов. Вторым вариантом является увеличение внутренней переработки, причем эти меры вполне можно совершить в комплексе.

«Все это говорит о том, что методы здесь разнообразны, причем они сводятся к замене ценника на АЗС, что может вызвать и другую проблему – некоторые бензозаправки просто закроются, и это также необходимо учитывать», - констатирует Юшков

Налоговый маневр проводится по плану Минфина

Кроме того, налоговый маневр является фискальным и регулятивным налогом – его фактическая цель заключается в увеличении поступлений в федеральный бюджет и в снижении зависимости России от волатильности цен на нефть на внешнем рынке. Соответственно, все эти последствия в виде роста цен на бензин являются в контексте данных мер вторичными и выводятся, как говорится, на второй план.

«Это следствие того, что у разных отечественных ведомств существуют свои задачи. У Минфина – это наполнение федерального бюджета, у Минэнерго – это увеличение добычи углеводородов, а также балансировка данного процесса с уровнем цен. У ФАС это сдерживание роста цен на топливо, и чтобы в этом вопросе не было каких-либо сговоров», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, Минфин здесь пролоббировал задачу надежного наполнения федерального бюджета и сформировал в правительстве РФ позицию, что без проведения налогового маневра будет сложно выполнить меры, заложенные в майском указе нашего президента.

Это вообще общий комплекс фискальных решений наряду с повышением НДС, а также пенсионной реформой, которые должны создать новую финансовую реальность в отечественной экономике и стать отправной точкой для дальнейших структурных изменений. 

«После того, как Министерство энергетики РФ начало продвигать свои интересы, в правительстве РФ сошлись на том, что налоговый маневр остается, но он будет сглажен путем других мер – например, обратного акциза», - заключает Юшков.

В целом, за стабильность цен на бензин предстоит еще очень серьезная борьба, но это заявление Антимонопольной службы свидетельствует о том, что государственные органы собираются приложить здесь максимальные усилия.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 15.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики