Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У правительства есть аргументы для балансировки цен на бензин

У правительства есть аргументы для балансировки цен на бензин

Российское государство имеет весь необходимый ему набор инструментов и рычагов влияния на национальную экономику для того, чтобы сдержать рост внутренних цен на топливо – считает старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Цены на бензин не будут расти быстрее инфляции

Дело в том, что начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин заявил, что в России нет предпосылок для роста цен на бензин и другие базовые нефтепродукты выше уровня инфляции в 2019 году.

Впрочем, он отметил, что многое здесь будет зависеть от ситуации на мировом рынке, а также от волатильности уровня цен на нефть, но при современном положении дел в вопросе стоимости нефтепродуктов все стабильно и нет особенных поводов для беспокойства.

Перед нами важное заявление, учитывая, что президент РФ Владимир Путин недавно подписал пакет законов о так называемом налоговом маневре, вследствие которого в течение шести лет будет отменена налоговая пошлина и зеркально поднят НДПИ, т.е. налог на добычу полезных ископаемых. Это означает, что в скором будущем внутренние и внешние цены на нефть в России сравняются.

Это, естественно, вызвало серьезные опасения на внутреннем рынке нефти – достаточно вспомнить, как цены на бензин отреагировали на эту новость, быстро взлетев вверх, что вызвало оперативное вмешательство со стороны правительства РФ. 

Налоговый маневр серьезно повлияет на внутренний рынок нефтепродуктов

Более того, это вызвало протесты и в союзной нам Белоруссии, экономика которой заточена на получение нефти по внутренним российским ценам, из-за чего налоговый маневр в России может принести Минску миллиардные убытки.

Тема энергетических отношений с Белоруссией – это отдельный разговоры, но если брать внутренний российский рынок, то наше правительство предложило модель «обратного акциза». Эта система будет дотировать некоторые НПЗ для того, чтобы внутренние цены на бензин в России не росли выше инфляции, и чтобы на них не сказывалась отмена экспортной пошлины.

Соответственно, удержание цен на топливо является одной из магистральных задач правительства РФ на грядущие шесть лет, и здесь необходимо обратить внимание на то, что инфляция в России планируется в 2019 году на уровне 4,5-5 процентов.

«В случае каких-то неожиданных мер, правительство РФ может включить ручное управление ценами на нефть в России, и, как показывает практика, подобные меры работают чрезвычайно эффективно», - заключает Юшков

У правительства РФ есть рычаги влияния на цены на бензин

По словам Игоря Валерьевича, в рамках налогового маневра правительство РФ может попросить российские нефтяные компании сделать какие-то определенные шаги – например, сократить общий объем экспорта топлива на внешний рынок. Это является здесь основной проблемой, поскольку выравнивание цен на внешнем и внутреннем рынках может сделать невыгодным производство топлива в России.

«Половина добываемой нефти в России перерабатывается на внутреннем рынке, а для непосредственного потребления остаются не такие уж и большие объемы «черного золота» – это где-то 90 млн тонн нефти», - резюмирует Юшков.

Таким образом, для сдерживания внутренних цен правительство РФ может в любой момент сократить экспорт нефтепродуктов. Вторым вариантом является увеличение внутренней переработки, причем эти меры вполне можно совершить в комплексе.

«Все это говорит о том, что методы здесь разнообразны, причем они сводятся к замене ценника на АЗС, что может вызвать и другую проблему – некоторые бензозаправки просто закроются, и это также необходимо учитывать», - констатирует Юшков

Налоговый маневр проводится по плану Минфина

Кроме того, налоговый маневр является фискальным и регулятивным налогом – его фактическая цель заключается в увеличении поступлений в федеральный бюджет и в снижении зависимости России от волатильности цен на нефть на внешнем рынке. Соответственно, все эти последствия в виде роста цен на бензин являются в контексте данных мер вторичными и выводятся, как говорится, на второй план.

«Это следствие того, что у разных отечественных ведомств существуют свои задачи. У Минфина – это наполнение федерального бюджета, у Минэнерго – это увеличение добычи углеводородов, а также балансировка данного процесса с уровнем цен. У ФАС это сдерживание роста цен на топливо, и чтобы в этом вопросе не было каких-либо сговоров», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, Минфин здесь пролоббировал задачу надежного наполнения федерального бюджета и сформировал в правительстве РФ позицию, что без проведения налогового маневра будет сложно выполнить меры, заложенные в майском указе нашего президента.

Это вообще общий комплекс фискальных решений наряду с повышением НДС, а также пенсионной реформой, которые должны создать новую финансовую реальность в отечественной экономике и стать отправной точкой для дальнейших структурных изменений. 

«После того, как Министерство энергетики РФ начало продвигать свои интересы, в правительстве РФ сошлись на том, что налоговый маневр остается, но он будет сглажен путем других мер – например, обратного акциза», - заключает Юшков.

В целом, за стабильность цен на бензин предстоит еще очень серьезная борьба, но это заявление Антимонопольной службы свидетельствует о том, что государственные органы собираются приложить здесь максимальные усилия.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 15.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики