Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кишинев пошантажирует «Газпром» реверсом из ЕС

Кишинев пошантажирует «Газпром» реверсом из ЕС

Власти Молдавии решили пойти по пути Украины в начале 2010-х годов и пошантажировать «Газпром» альтернативными поставками газа из Европы. Как передает «Интерфакс», министр экономики и инфраструктуры страны Кирилл Габурич заявил, что правительство Молдавии не планирует заключать с «Газпромом» новый договор на поставку газа в республику, пока не будет построен газопровод с Румынией.

«Пока не будет сдан в эксплуатацию газопровод Кишинев-Унгены, правительство Молдавии не будет вести переговоры по заключению нового контракта на поставку природного газа с российским концерном „Газпром“. Мы очень хотим, чтобы у нас как можно скорее стал доступен альтернативный газ. Тогда появится конкуренция, и все будут бороться за нас как клиента. И одни, и другие будут предлагать нам лучшие цены. Те, кто занимается продажами, знают, что нужно делать для того, чтобы клиент покупал именно у тебя. И тогда у нас будут развязаны руки, и мы будем знать, как вести дальнейшие переговоры, чтобы получить наиболее выгодные условия», — сказал Кирилл Габурич. Он добавил, что нынешний договор с «Газпромом» неоднократно продлевался и действует до конца 2019 года: «Поэтому мы пока не будем вести переговоры о подписании нового договора с «Газпромом».

Строительство 120-километрового газопровода Кишинев-Унгены должно начаться в конце августа, а завершиться через 10 месяцев. Магистраль соединит молдавскую и румынскую газотранспортные системы и обойдется в 92 млн евро.

Сегодня 100% потребляемого Молдавией и Приндестровьем газа поступает из России через Украину. В прошлом году «Газпром» поставил туда 2,7 млрд кубометров газа. С появлением интерконнектора у Кишинева появится возможность получать и газ через Румынию, однако мощность магистрали составит 1,5 млрд кубометров. Таким образом, Молдавии все равно придется искать поставщиков газа через украинскую газотранспортную систему.

Очевидно, что Кишинев, заявляя об альтернативном варианте получения газа, в первую очередь, пытается надавить на российский холдинг и выторговать себе еще более комфортные цены. Для таких выводов есть несколько причин. Во-первых, Кишинев вряд ли готов экономически переплачивать за реверсный газ, если только молдавские власти не готовы возложить бремя высоких цен на население, которые и так, по данным РИА «Новости», выше украинских. «Цены у „Газпрома“ вполне конкурентные. Дешевле, чем Украина платит за реверс», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. В отчетах «Газпрома» говорится, что с 2008 года цена на газ, поставляемый ПАО «Газпром» АО «Молдовагаз», устанавливается ежеквартально по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут.

По данным Национального банка Молдавии, в первом квартале этого года средняя цена на импорт российского газа увеличилась более чем на 26% и достигла $ 191 за тысячу кубометров. В то же время соседняя Украина, по данным Минэкономразвития страны, платила за реверсный газ из ЕС по $ 274 в январе-марте 2018 года. Молдавии при этом придется еще и доплачивать за транспортировку газа, например, по территории Украины. С ней Молдавию объединяет то, что у страны также скопились большие долги за уже поставленный российский газ, отметил Алексей Гривач.

Во-вторых, Кишинев может надеяться на поставки газа из Румынии по братским ценам, однако пока это невозможно.

«Румыния — пока нетто-импортер газа, хотя и на достаточно маленький объем. И не факт, что у них будет свободный объем для поставок газа в Молдавию», — говорит заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. По данным Romgaza и «Газпрома», в первом полугодии поставки российского газа составили 11% потребления в Румынии.

Сегодня в Румынии планируют значительно увеличить добычу газа в стране и, очевидно, в Кишиневе рассчитывают на это. Однако в последнее время сам Бухарест уже сделал достаточно, чтобы инвесторы еще раз серьезно задумались, стоит ли осуществлять крупные проекты в стране, и добытый с новых проектов газ при экспорте уж точно не будет дешевым. Речь идет разработке месторождений на глубоководном блоке Нептун в Черном море. В 2012 году румынский Petrom, который контролирует австрийская OMV, и американская Exxon Mobil открыли месторождение с оценочными запасами в 42−84 млрд кубометров. В последующие годы компании сделали еще несколько открытий в том районе, однако о запасах ничего не сообщалось. По некоторым оценкам, совокупные запасы открытых месторождений на блоке Нептун немногим превышают 170 млрд кубометров. Ранее в Petrom и OMV заявляли о том, что инвестиционное решение о разработке будет принято ближе к 2020 году, а стоимость проекта составит $ 3 млрд. Однако власти Румынии недавно заставили серьезно заволноваться инвесторов. В начале июля румынский парламент принял регуляторный акт, по которому за добычу нефти и газа в румынском секторе Черного моря компании будут платить не только роялти до 13,5% от стоимости полученного сырья, но и налог на сверхдоходы. Румынские власти собираются облагать их налогом в 15−50% в зависимости от цены на сырье.

Такие изменения в налогообложении Румынии стали полной неожиданностью для инвесторов и в начале августа они заявили о начале переговоров с румынским правительством, так как новое законодательство ударит по экономике черноморского проекта.

Более того, глава Exxon Mobil Romania Ричард Тускер заявил в начале июля, что добыча на блоке может составлять 6,3 млрд кубометров в год. По идее, этого хватит, чтобы Румыния вышла на полное самообеспечение газом и поставляла его еще и в Молдавию. Однако в начале июня американская Exxon Mobil подписала с Венгрией документ о стратегическом партнерстве для того, чтобы в Румынии провели модернизацию газотранспортной системы страны и Венгрия могла получать из месторождений в Черном море 4,4 млрд кубометров год. Таким образом, для Молдавии остаются совсем небольшие объемы газа.

Впрочем, у Кишинева есть все-таки одна веская и экономически обоснованная причина, чтобы постараться выторговать себе еще более комфортные условия при поставках российского газа. В 2020 году, когда закончит свое действие контракт на транспортировку газа через Украину, «Газпром» планировал снизить транзит с нынешних 93 млрд кубометров до 10−15 млрд. Оставшиеся объемы предназначены в том числе для Молдавии. Киев активно выступает против таких условий, пытаясь сорвать строительство «Северного потока-2». Российский холдинг, в свою очередь, пытается оспорить решение Стокгольмского арбитражного суда о компенсации «Нафтогазу Украины» $ 2,6 млрд и начавшиеся переговоры о новом транзитном соглашении в Берлине не принесли никаких результатов. Сегодня в них участвует Брюссель, заинтересованный в стабильности поставок, однако гарантий того, что с украинской стороны не будет сюрпризов, нет. Поэтому в худшем варианте развития событий Молдавия может начать получать российский газ по «Турецкому потоку». И если «Газпром» начнет учитывать более протяженную транспортную составляющую, то российский газ для страны станет дороже.

Источник: EADaily, 20.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики