Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Румыны уводят у «Газпрома» Молдавию, как цыгане лошадь

Румыны уводят у «Газпрома» Молдавию, как цыгане лошадь

Кишинев отказался продлевать контракт с российской компанией, понадеявшись на Бухарест

Власти Молдавии пока не планируют заключать с «Газпромом» новый договор на поставку газа в республику. Об этом сообщил министр экономики страны Кирилл Габурич. Текущий контракт истекает в конце 2019 года. Впрочем, о полном прекращении сотрудничества с российской компанией речи пока не идет. Правительство Молдавии рассчитывает сначала дождаться строительства и ввода в эксплуатацию газопровода Кишинев-Унгены, который свяжет молдавскую газотранспортную систему с румынской, а потом начинать переговоры с «Газпромом». Строительство газопровода планируется начать до конца августа и завершить в течение 10 месяцев.

«Пока не будет сдан в эксплуатацию газопровод Кишинев-Унгены, правительство Молдавии не будет вести переговоры по заключению нового контракта на поставку природного газа с российским концерном „Газпром“. Мы очень хотим, чтобы у нас как можно скорее стал доступен альтернативный газ. Тогда появится конкуренция, и все будут бороться за нас как клиента. И одни, и другие будут предлагать нам лучшие цены. Те, кто занимается продажами, знают, что нужно делать для того, чтобы клиент покупал именно у тебя. И тогда у нас будут развязаны руки, и мы будем знать, как вести дальнейшие переговоры, чтобы получить наиболее выгодные условия», — пояснилпозицию Кишинева Габурич.

Сейчас Молдавия покупает газ по соглашению 2008 года, к которому неоднократно подписывались дополнительные контракты на снижение цены. Так, в июне 2017 года совет директоров «Газпрома» одобрил заключение дополнительного соглашения к контракту с «Молдовагазом», в рамках которого оговаривалась новая цена на газ, а также объемы, которые российская компания обязуется прокачивать через Молдавию (50,69 млрд. куб. м в 2017—2019 гг.)

Цена, как и в большинстве других контрактов «Газпрома», плавающая и устанавливается поквартально с учетом котировок цен на нефтепродукты. В I квартале 2017, например, она была установлена на уровне 146,75 долл. за 1000 куб. м газа. В 2016 средняя цена российского газа для Молдавии составляла, 190 долл. за тысячу кубов. А в прошлом, когда цены на нефть достигали максимальных отметок, Кишиневу приходилось платить и около 400 долларов за тысячу кубометров. Ежегодно «Газпром» поставляет Молдавии около трех миллиардов кубометров газа.

Несмотря на то, что цены «Газпрома» стали гораздо более выгодными, руководство Молдавии все равно заявляло о необходимости еще большего снижения, чтобы облегчить это бремя для конечного потребителя. Осложняет переговорную ситуацию и долг Молдавии перед «Газпромом» в размере 6,5 млрд долл., большая часть которого приходится на потребление в Приднестровье.

Кишинев предлагал схему реструктуризации задолженности, которая перекладывала бы большую часть долга на Приднестровье, однако «Газпром» эту идею отклонил. В ответ в Молдавии вспомнили о диверсификации поставок газа. В феврале 2017 года президент Молдавии Игорь Додон даже побывал с визитом в Тегеране, где обсудил с главой государства Хасаном Роухани, в числе прочего, и поставки газа.

Такой сценарий, как говорят эксперты, совсем уж фантастический, поэтому Кишинев сосредоточил свое внимание на проекте газопровода из Румынии, который эксперты называли скорее политическим, чем экономически оправданным. Газопровод Яссы-Унгены, который соединяет Молдавию и Румынию, был торжественно открыт еще в 2014 году. Его протяженность составляет 44 км, пропускная способность — 1,5 млрд. кубометров газа в год. Однако в итоге по магистрали поставляется всего миллион кубометров газа, такой маленький объем, что он даже не попадает в отчетность Национального агентства по регулированию в энергетике.

Строительство ветки Унгены-Кишинев протяженностью 120 километров и стоимостью более 100 миллионов евро должно сделать газопровод, который сейчас используется на 0,2%, более рентабельным. Хотя, как говорят эксперты, газ из Румынии почти наверняка обойдется дороже. Более того, скорее всего, это будет все тот же российский газ, только перепроданный под видом «европейского». Поэтому вероятнее всего, строящийся газопровод в Кишиневе хотят использовать как дополнительный аргумент в переговорах с «Газпромом», чтобы добиться снижения цены и более выгодных условий.

Как пояснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, несмотря на наличие собственных доказанных запасов в размере 150 млрд. кубометров газа, Румыния сама является импортером, потребляя больше, чем добывает в год. Именно поэтому ей сложно будет выделить существенные объемы для Молдавии. Это не значит, что при желании Кишинев не сможет отказаться от сотрудничества с «Газпромом». Но в этом случае ему придется пойти по украинскому пути, переплачивая посредникам за все тот же российский газ.

— Сложно сказать, насколько далеко зайдет Молдавия. Мы видим, что Украина отказалась от прямых закупок газа у России и теперь покупает его у посредников с надбавкой. Такой сценарий нельзя исключать и для Молдавии, тем более что в этой стране бурлит политическая жизнь и не ясно, кто одержит верх — сторонники сотрудничества с Россией или противники.

«СП»: — Почему именно у посредников? Речь ведь идет о строительстве газопровода Унгены-Кишинев, по которому Молдавия будет получать газ из Румынии.

— Потому что реальной альтернативы этот газопровод не создает. Румыния добывает 10,3 млрд. кубов газа, а потребляет 11,9 млрд. кубов. То есть она сама является импортером газа. Непонятно, зачем строится этот газопровод и что он даст.

У Молдавии есть другие варианты, если она твердо захочет разорвать контракт с «Газпромом». Это, как я уже сказал, покупка российского газа у посредников, причем есть несколько возможных маршрутов. Первый — это транзитом через Украину, а второй — транзитом из Болгарии и стран Балканского полуострова.

У Болгарии вскоре появится дополнительный газ после запуска «Турецкого потока». Тогда можно будет использовать в реверсном режиме Трансбалканский газопровод, который сегодня используется для поставок российского газа в Турцию.

«СП»: — Каким образом?

— Напомню, что сейчас у нас половина всех объемов идет в Турцию по «Голубому потоку» непосредственно из России, а половина транзитом проходит через Украину, Болгарию и заходит на европейскую часть страны.

После запуска первой нитки «Турецкого потока» именно этот Трансбалканский газопровод останется практически пустым. Поэтому можно будет развернуть направление, и газ уже из Турции станет приходить в Болгарию и другие страны Восточной Европы, а не наоборот. Тогда и Молдавия сможет получать российский газ, который будут перекупать самые разные посредники. Более того, для этого не нужно будет строить дополнительную инфраструктуру, все и так уже построено. Проблема в том, что контрольный пакет акций «Молдовагаз» принадлежит «Газпрому», и еще вопрос, сможет ли Кишинев отказаться от закупок по прямому контракту.

«СП»: — Но все эти варианты — это российский газ. Есть ли у Молдавии альтернативы, если о румынском газе речи не идет?

— Единственной альтернативой для Молдавии сегодня является азербайджанский газ, который через некоторое время придет в Болгарию по системе газопроводов TAP-TANAP. Предполагается, что в Болгарию и Грецию будет поступать по миллиарду кубометров газа. Проблема в том, что дополнительных объемов там пока не предусмотрено, потому что Азербайджан сейчас сам испытывает проблемы с внутренней добычей и закупает газ у «Газпрома». Они начали импорт в ноябре 2017 года. За первое полугодие 2018 Азербайджан купил уже 0,8 миллиардов кубометров российского газа и, скорее всего, до конца года эти объемы вырастут до 1,5.

Молдавия в 2016 году закупила у «Газпрома» 3 миллиарда кубометров газа, в 2017 - 2,7 миллиардов, и за полгода 2018 — 1,54 млрд. То есть в год получатся те же три миллиарда. И где их взять, кроме как у «Газпрома», не совсем понятно.

Молдаванам придется либо совсем переплачивать и гнать газ норвежского происхождения, либо поступать как Украина — делать вид, что они не сотрудничают с Россией и закупать газ у посредников. Но это тоже будет обходиться бюджету страны намного дороже. Сейчас Молдавия платит «Газпрому» около 150 долларов за тысячу кубометров газа. Это очень выгодная цена. У посредников сегодня этот же газ будет стоить 220−240 долларов за тысячу кубометров.

«СП»: — Зачем же тогда руководство Молдавии делает ставку на строительство газопровода из Румынии, если он все равно не сможет обеспечить конкуренцию с «Газпромом»?

— Многие считают, что дополнительная инфраструктура автоматически гарантирует поставки нового газа, причем дешевле, чем по действующим контрактам. Это, кстати, относится и к СПГ-терминалам, которые сейчас дружно строят Польша и Литва в надежде на то, что к ним придут волшебные танкеры с дешевым газом. Но они не учитывают, что им придется конкурировать с другими потенциальными покупателями СПГ, в частности, с азиатскими рынками, где цены даже летом достигают более 400 долларов за тысячу кубометров.

Поэтому я бы не исключил варианта, при котором газопровод из Румынии в Кишинев будет построен, но останется пустым. Можно предположить реализацию сценария, при котором будет построена вторая нитка «Турецкого потока», газ будет приходить в Венгрию, оттуда как из газового хаба — в Румынию и потом в Молдавию.

Но как ни крути, все это приведет к удорожанию газа для Молдавии. Им придется платить минимум на 40−50 долларов за тысячу кубометров больше.

«СП»: — Насколько серьезной потеря Молдавии стала бы для «Газпрома»?

— Любой рынок для «Газпрома» важен. Другой вопрос, что газовый рынок этого региона работает, как система сообщающихся сосудов. Если «Газпром» не поставит газ в Молдавию напрямую, он поставит его в Болгарию, а оттуда болгарские компании перепродадут его Кишиневу. Именно это произошло с Украиной. Они прекратили закупки у «Газпрома», но ровно на эти же объемы российская компания увеличила поставки в Словакию, Венгрию, Польшу, откуда Киев и закупает «европейский» газ. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 20.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики