Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какая цена на бензин оптимальна для России?

Какая цена на бензин оптимальна для России?

Многие эксперты говорят о том, что российским нефтяным компаниям выгоднее экспортировать бензин, нежели продавать его внутри страны. Цены там за счет меньшего количества издержек и расходов для них выглядят намного привлекательнее, чем в рознице. В последние месяцы на фоне повышения акцизов для НПЗ произошел резкий рост цен на бензин в России: в мае топливо подорожало практически на рубль, затем небольшой рост сохранялся до решения о снижении акцизов. Сейчас литр АИ-95 на московских заправках стоит около 45,7 рубля. По этому показателю Россия занимает 24 место в мире: всего в 23 странах бензин еще дешевле. АиФ.ru попытался выяснить, сколько же должен стоить бензин в стране, чтобы приносить выгоду в том числе нефтяным компаниям. 

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что все зависит от того, где бензин будет продаваться: на независимой заправке или заправке, которая берет топливо у производителей (вроде «Лукойла»). «Поэтому у независимых заправщиков одни расчеты, у ВИНКов — другие. Государство успокаивает себя тем, что это какой-то рыночный параметр, который устанавливается на каких-то мифических биржевых торгах», — считает Симонов.

По словам эксперта, некоторые компании пытаются увеличить прибыль внутри страны, но она все равно будет меньше по сравнению с доходами от экспортных поставок.

«Многие жалуются на то, что бензин дорогой. А какой он должен быть? Как в Венесуэле? Но это не приносит Венесуэле счастья. Или такой же дорогой, как в странах Евросоюза? Но понятно, что Евросоюз импортирует нефть и это сказывается на налогообложении. Это другая крайность. Если мы ищем какую-то середину, где и овцы были бы целы, и волки сыты, то, конечно, в идеале должна быть конкурентоспособная среда, где есть независимая переработка. Часто слышу цифру 100 рублей за литр, она мне кажется несколько завышенной, примерно раза в два. Думаю, что цена 50-60 рублей за литр является в ближайшее время достаточно реальной за девяносто пятый бензин», — считает Симонов

Какая цена устроит потребителя?

Аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин считает, что оптимальная цена на бензин может достигаться до первых народных протестов. Это единственное, чем ограничиваются аппетиты государства, как полагает Крутихин. Если откинуть все налоговые наценки, то, согласно его подсчетам, бензин должен стоить около 15 рублей за 1 литр. Остальные 65% от стоимости топлива идут государству.

Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что при сегодняшнем уровне жизни населения цена должна быть ниже нынешней.

«Если смотреть по отношению к ценам всего мира, то цена на бензин у нас низкая, но если учитывать уровень зарплат, пенсий и т. д., то стоимость топлива достаточно высокая. Тот подъем, который произошел за последние годы, — с 35 до 37-40 рублей — я считаю необоснованным. На мой взгляд, здесь просто долларовая зависимость. Доллар вырос, подняли цены на бензин, выросли налоги. Ссылаются на уровень инфляции. Но инфляция происходит, потому что растут цены на энергоносители. В этом случае поднимаются цены на все. Кто от чего зависит: инфляция от стоимости энергоносителей или энергоносители от инфляции? Вот такая в России дилемма», — рассуждает эксперт. 

Автор: Людмила Магомедова

Источник: Аргументы и факты, 21.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики