Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какая цена на бензин оптимальна для России?

Какая цена на бензин оптимальна для России?

Многие эксперты говорят о том, что российским нефтяным компаниям выгоднее экспортировать бензин, нежели продавать его внутри страны. Цены там за счет меньшего количества издержек и расходов для них выглядят намного привлекательнее, чем в рознице. В последние месяцы на фоне повышения акцизов для НПЗ произошел резкий рост цен на бензин в России: в мае топливо подорожало практически на рубль, затем небольшой рост сохранялся до решения о снижении акцизов. Сейчас литр АИ-95 на московских заправках стоит около 45,7 рубля. По этому показателю Россия занимает 24 место в мире: всего в 23 странах бензин еще дешевле. АиФ.ru попытался выяснить, сколько же должен стоить бензин в стране, чтобы приносить выгоду в том числе нефтяным компаниям. 

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что все зависит от того, где бензин будет продаваться: на независимой заправке или заправке, которая берет топливо у производителей (вроде «Лукойла»). «Поэтому у независимых заправщиков одни расчеты, у ВИНКов — другие. Государство успокаивает себя тем, что это какой-то рыночный параметр, который устанавливается на каких-то мифических биржевых торгах», — считает Симонов.

По словам эксперта, некоторые компании пытаются увеличить прибыль внутри страны, но она все равно будет меньше по сравнению с доходами от экспортных поставок.

«Многие жалуются на то, что бензин дорогой. А какой он должен быть? Как в Венесуэле? Но это не приносит Венесуэле счастья. Или такой же дорогой, как в странах Евросоюза? Но понятно, что Евросоюз импортирует нефть и это сказывается на налогообложении. Это другая крайность. Если мы ищем какую-то середину, где и овцы были бы целы, и волки сыты, то, конечно, в идеале должна быть конкурентоспособная среда, где есть независимая переработка. Часто слышу цифру 100 рублей за литр, она мне кажется несколько завышенной, примерно раза в два. Думаю, что цена 50-60 рублей за литр является в ближайшее время достаточно реальной за девяносто пятый бензин», — считает Симонов

Какая цена устроит потребителя?

Аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин считает, что оптимальная цена на бензин может достигаться до первых народных протестов. Это единственное, чем ограничиваются аппетиты государства, как полагает Крутихин. Если откинуть все налоговые наценки, то, согласно его подсчетам, бензин должен стоить около 15 рублей за 1 литр. Остальные 65% от стоимости топлива идут государству.

Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что при сегодняшнем уровне жизни населения цена должна быть ниже нынешней.

«Если смотреть по отношению к ценам всего мира, то цена на бензин у нас низкая, но если учитывать уровень зарплат, пенсий и т. д., то стоимость топлива достаточно высокая. Тот подъем, который произошел за последние годы, — с 35 до 37-40 рублей — я считаю необоснованным. На мой взгляд, здесь просто долларовая зависимость. Доллар вырос, подняли цены на бензин, выросли налоги. Ссылаются на уровень инфляции. Но инфляция происходит, потому что растут цены на энергоносители. В этом случае поднимаются цены на все. Кто от чего зависит: инфляция от стоимости энергоносителей или энергоносители от инфляции? Вот такая в России дилемма», — рассуждает эксперт. 

Автор: Людмила Магомедова

Источник: Аргументы и факты, 21.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики