Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники хотят компенсации за налоговый маневр

Нефтяники хотят компенсации за налоговый маневр

В Кремле подтвердили возможность обсуждения этой темы на заседании комиссии по ТЭК при президенте РФ 27 августа

Вопрос о выплате компенсаций нефтяным компаниям при завершении налогового маневра в отрасли может быть затронут на заседании Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. Об этом сообщил «Известиям» источник в крупной нефтяной корпорации, знакомый с ходом подготовки мероприятия. Возможность включения этой темы в повестку встречи, которая состоится уже в начале следующей недели, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Как сообщил собеседник в отрасли, на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным главы нефтяных компаний планируют поднять вопрос предоставления бюджетных субсидий в связи с налоговым маневром. В Кремле подтвердили, что речь об этом действительно может зайти на заседании.

— Не исключаем обсуждения этой темы, — сказал, отвечая на вопрос «Известий», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он также уточнил, что первое за три года заседание комиссии по ТЭК при главе государства пройдет 27 июля.

Реализация налогового маневра в нефтегазовой отрасли началась в 2015 году. Два закона о его завершении Госдума приняла 24 июля нынешнего года. Документы, первый из которых предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, второй — в закон РФ «О таможенном тарифе», 28 июля были одобрены Советом Федерации. В начале августа их утвердил президент.  

Принятые законы предполагают постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата. Начиная с 2019-го экспортная пошлина на нефть в течение шести лет будет снижаться с 30% на 5% в год. Одновременно с этим до 2021 года будет повышаться НДПИ на нефть.

За счет реформы правительство рассчитывает получить дополнительные доходы в размере до 1,6 трлн рублей в течение шести лет. Ранее такую оценку инициативе давал вице-премьер Дмитрий Козак.

Стоит отметить, что нефтяники уже обращались к правительству с просьбой о смягчении или корректировке налогового маневра. В ходе обсуждения реформы они предупреждали, что из-за подорожания нефти на внутреннем рынке могут измениться и оптовые цены на нефтепродукты. Тогда кабмин пошел им навстречу — в маневре были предусмотрены два механизма: вычеты по акцизам (обратный акциз) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и дополнительный демпфирующий акциз на нефтепродукты, который учитывает выгодность экспорта. При этом условием предоставления вычетов для НПЗ станет обязательная модернизация перерабатывающих производств. 

Несмотря на это, и нефтяники, и топливные компании продолжают высказывать опасения по поводу роста цен на бензин выше инфляции в 2019 году. В апреле-мае нынешнего года поставки топлива в Европу стали выгоднее — курс рубля снизился, и это привело к тому, что оптовые цены на бензин превысили розничные. Для стабилизации ситуации стоит принять дополнительные меры, писал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша помощнику руководителя администрации президента и бывшему замглавы Министерства энергетики Кириллу Молодцову в середине августа. Из-за маневра отрасль уже лишилась порядка 800 млрд рублей — такие данные привел в своем недавнем письме к президенту глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Обсуждение дополнительных льгот — справедливое требование, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его оценкам, даже с учетом уже предоставленных льгот нефтяники заметно теряют в доходах. При этом нефтяные компании, в частности, за свой счет финансируют поиск новых месторождений и увеличивают добычу на уже существующих.

Повышение субсидий на 100–150 млрд рублей могло бы решить проблему, считает эксперт. По его мнению, новые льготы вряд ли будут одобрены, однако компенсации могут предоставить в адресном порядке. 

Авторы: Егор Созаев-Гурьев, Арсений Погосян

Источник: Известия, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики