Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Меркель в Грузии вернула США бумеранг газовой зависимости от России

Меркель в Грузии вернула США бумеранг газовой зависимости от России

Заявления Ангелы Меркель об отсутствии зависимости Германии от "Северного потока-2" и российского газа рассчитаны на американских политиков. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

"На Ангелу Меркель активно давят американцы и другие противники проекта "Северный поток-2", которые стремятся доказать, что газопровод повлечет катастрофичные политические последствия – поражение Запада в результате "агрессии России". Для этого часто предлогом используется Украина, чьи интересы США и Европа почему-то должны защищать. Меркель, которая понимает необходимость "Северного потока-2" для Германии и ЕС, вынуждена как мантры повторять "защитные" тезисы.

Один из них – Россия со вводом нового газопровода сохранит транзит через Украину. При этом никто не упоминает, в каких объемах будет прокачиваться газ. Пока "Северный поток-2" и "Турецкий поток" не начнут использовать в полную силу, по украинской территории будут перекачивать 50 млрд кубометров ежегодно, постепенно уменьшая эти показатели. В конечном итоге на украинский транзит придется 10-15 млрд "кубов" в год против нынешних 90 млрд. Однако сам факт сохранения этого транзита – аргумент в защиту строящегося российско-германского газопровода", - отмечает аналитик.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе визита в Тбилиси вновь отвергла зависимость Германии от России из-за газопровода‍ "Северный поток-2". "Мы уже видим, что мы не попадаем в зависимость", - сказала Меркель и отметила, что параллельно в Германии ведется строительство СПГ-терминала для сжиженного газа. Против строительства "Северного потока-2" активно выступает Вашингтон. Администрация Трампа считает, что газопровод усилит зависимость Германии и Европы в целом от России и предлагают в качестве альтернативы покупки сжиженного газа, в том числе из США.

"Альтернатива российскому газу – приобретать это топливо из других источников, тот же сжиженный природный газ (СПГ) можно покупать у многих стран мира. Проблема одна – он обходится существенно дороже, в разных контрактах его цена выше российского на 30% и больше. Так что СПГ просто неконкурентоспособен. Альтернатива российскому газу – тратить больше денег, но европейским странам этот вариант по понятной причине не нравится.  

Можно наращивать угольную генерацию энергии, но Европа провозгласила политику снижения сжигания такого вида топлива. Можно, конечно, "забыть" о собственных экологических лозунгах – тем более, что в 2011-2014 года это уже делали, когда США начали массово продавать ЕС свой ставший ненужным из-за сланцевой революции уголь. Политика поддержки нетрадиционных источников энергии тоже обойдется дорого. В итоге отказаться от российского газа варианты у Европы есть, но это значит нанести удар по собственной экономике. Выбор ЕС очевиден, и Меркель его озвучивает", - подчеркивает специалист.

Коммерческий проект

"Северный поток-2" - проект магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море длиной свыше 1200 км. Он станет расширением уже действующего "Северного потока". Отличается составом акционеров подводной части. разрешение на строительство дали уже все страны, через чьи территориальные воды пройдет труба, кроме Дании – Копенгаген получил уже две заявки, но не отвечает на них. Российская сторона заявляет, что даже отказ датских властей проблемой не станет – газопровод при прокладке просто обойдет воды этой страны. 

18 августа американские СМИ сообщили, что в США уже почти разработан законопроект о санкциях против компаний, вовлеченных в строительство "Северного потока-2". Такие санкции обсуждаются и при необходимости могут быть введены в течение нескольких недель, рассказали источники издания. Белый дом дорабатывает санкции совместно с Госдепом, Министерством торговли и энергетическими департаментами. В германии на это ответили, что не откажутся от договоренностей с Россией в энергетической сфере из-за позиции Штатов.

"Американский конгресс принимает законопроекты о санкциях в виде правовых институциональных рамок, внутри которых исполнительная власть выбирает нюансы применения. Так, в августе прошлого года уже принимался санкционный пакет против "Северного потока-2", но правительство США и Белый дом его так и не использовал. То есть норма на уровне закона есть, но решениями исполнительной власти не был реализован.

Президент США Дональд Трамп не счел нужным наказывать крупные европейские компании за участие в проекте "Северный поток-2", чтобы не нарваться на масштабный конфликт с Европой. Одновременно вести войну с ЕС, Китаем, Россией, Ираном и рядом других соперников сложно даже Америке. Лидер этой страны справедливо рассудил, что подобные проблемы с союзниками ему не нужны.

И новые законы о санкциях к "Северному потоку-2", скорее всего, постигнет та же участь. Исполнительная власть не решится вменить штрафы немецким Uniper или Wintershall за то, что они субсидируют строительство газопровода – можно поссориться с Европой по-крупному. При этом даже если эти компании заставить отказаться давать деньги, на проект это не повлияет – остались не столь уж великие суммы, чтобы "Газпром" не смог их вложить самостоятельно. Потому вряд ли санкции смогут как-то повлиять на проект трубопровода по дну Балтийского моря", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики