Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: В России не ожидается массовое банкротство независимых АЗС

А. Пасечник: В России не ожидается массовое банкротство независимых АЗС

Эксперты прогнозируют в августе 2018 года новый виток роста оптовых цен на топливо. Это грозит усложнить ситуацию для независимых АЗС, которые весной и так были поставлены на грань выживания. Такие заправки покупают топливо у нефтекомпаний и вынуждены либо торговать в убыток, либо повышать цены. Для того, чтобы остаться на рынке, небольшие сети АЗС могут быть вынуждены либо уходить под франшизы крупных нефтяников, либо снижать качество топлива.

Какую роль сыграет новое удорожание топлива на оптовом рынке, стоит ли ждать повышения розничных цен, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель аналитического управления российского Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

- Проблема перманента, на самом деле. Центр прибыли сосредоточен в опте, чтобы хоть как-то справляться с удержанием розничных цен, ВИНКи индексируют оптовую надбавку. Сказывается и изменчивая ситуация на бирже, индексы растут, что создает определенные сложности для независимых сбытовиков.

Что касается роста цен на розничном рынке, то это в первую очередь проблема сложившейся олигополии. Такая ситуация наблюдается уже приблизительно 10 лет и изменений в ближайшее время не предвидится. Это и понятно, ведь остается весьма благоприятной и внешняя конъектура, большой объем топлива уходит за периметр страны. Также накладывается и сезонная составляющая по ремонту НПЗ в сентябре и это провоцирует определенные изменения на рынке. Весной 2018 года такие изменения были погашены пересмотром акцизной политики, после чего мы смогли наблюдать небольшое снижение стоимости автомобильного топлива.

По сути, было применено ручное регулирование цен. Договоренности с нефтяниками были не бессрочными, а лишь на месяц. В итоге и вышло, что рынок опять стали расшатывать. Скорее всего, данная ситуация приведет к повторному совещательному режиму. Мы уже наблюдаем, что ФАС рекомендует нефтекомпаниям в сентябре ограничить экспорт бензина, удалось достичь договоренностей с «Сургутнефтегазом». Возможно, следует ожидать и согласия других ведущих игроков рынка. Но в данном случае следует решить – то ли мы идем по пути построения рынка, либо по пути у государственного регулирования. В сфере традиционного монопольного уклада рынок пока построить не удается.

Я думаю, что ситуацию с независимыми АЗС несколько сгущают. Пока и речи не может идти о массовом банкротстве независимых АЗС. Кстати, по численности они занимают 60% топливного рынка России, ВИНКи – 40%.

Следует отметить, что независимые АЗС делают уклон на сторонние механизмы для развития, так называемый «сникерсовый» и «кофейный» бизнес. Они создают полноценные автозаправочные комплексы, в которых для потребителя представлены все необходимые услуги.

Сложности на топливном рынке существуют,  как их решать, пока рецептов нет. Есть попытки, но как мы видим власть старается удерживать цены в рамках годовой инфляции. Примечательно, что в прошлом году этого сделать не удалось. Как будет в этом? Думаю, что цена также может выйти за лимиты. 

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики