Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: В России не ожидается массовое банкротство независимых АЗС

А. Пасечник: В России не ожидается массовое банкротство независимых АЗС

Эксперты прогнозируют в августе 2018 года новый виток роста оптовых цен на топливо. Это грозит усложнить ситуацию для независимых АЗС, которые весной и так были поставлены на грань выживания. Такие заправки покупают топливо у нефтекомпаний и вынуждены либо торговать в убыток, либо повышать цены. Для того, чтобы остаться на рынке, небольшие сети АЗС могут быть вынуждены либо уходить под франшизы крупных нефтяников, либо снижать качество топлива.

Какую роль сыграет новое удорожание топлива на оптовом рынке, стоит ли ждать повышения розничных цен, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель аналитического управления российского Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

- Проблема перманента, на самом деле. Центр прибыли сосредоточен в опте, чтобы хоть как-то справляться с удержанием розничных цен, ВИНКи индексируют оптовую надбавку. Сказывается и изменчивая ситуация на бирже, индексы растут, что создает определенные сложности для независимых сбытовиков.

Что касается роста цен на розничном рынке, то это в первую очередь проблема сложившейся олигополии. Такая ситуация наблюдается уже приблизительно 10 лет и изменений в ближайшее время не предвидится. Это и понятно, ведь остается весьма благоприятной и внешняя конъектура, большой объем топлива уходит за периметр страны. Также накладывается и сезонная составляющая по ремонту НПЗ в сентябре и это провоцирует определенные изменения на рынке. Весной 2018 года такие изменения были погашены пересмотром акцизной политики, после чего мы смогли наблюдать небольшое снижение стоимости автомобильного топлива.

По сути, было применено ручное регулирование цен. Договоренности с нефтяниками были не бессрочными, а лишь на месяц. В итоге и вышло, что рынок опять стали расшатывать. Скорее всего, данная ситуация приведет к повторному совещательному режиму. Мы уже наблюдаем, что ФАС рекомендует нефтекомпаниям в сентябре ограничить экспорт бензина, удалось достичь договоренностей с «Сургутнефтегазом». Возможно, следует ожидать и согласия других ведущих игроков рынка. Но в данном случае следует решить – то ли мы идем по пути построения рынка, либо по пути у государственного регулирования. В сфере традиционного монопольного уклада рынок пока построить не удается.

Я думаю, что ситуацию с независимыми АЗС несколько сгущают. Пока и речи не может идти о массовом банкротстве независимых АЗС. Кстати, по численности они занимают 60% топливного рынка России, ВИНКи – 40%.

Следует отметить, что независимые АЗС делают уклон на сторонние механизмы для развития, так называемый «сникерсовый» и «кофейный» бизнес. Они создают полноценные автозаправочные комплексы, в которых для потребителя представлены все необходимые услуги.

Сложности на топливном рынке существуют,  как их решать, пока рецептов нет. Есть попытки, но как мы видим власть старается удерживать цены в рамках годовой инфляции. Примечательно, что в прошлом году этого сделать не удалось. Как будет в этом? Думаю, что цена также может выйти за лимиты. 

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики