Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Негатив перевесит». Подорожает ли бензин из-за новых акцизов?

«Негатив перевесит». Подорожает ли бензин из-за новых акцизов?

В России повысят акцизы на бензин и дизельное топливо.

С 1 января 2019 года в России вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо. Акциз на бензин вырастет на 3,7 тысячи рублей до 11,892 тысячи рублей за тонну, акциз на дизельное топливо — на 2,7 тысячи рублей, до 8,258 тысячи рублей за тонну.

По словам вице-премьера Дмитрия Козака, данные меры не приведут к повышению цен на заправках. «Во всяком случае будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — заявил вице-премьер.

Повышение акцизов было ранее запланировано на 1 июля. Однако в мае из-за резкого роста цен на топливо в правительстве приняли решение снизить акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 и 2 тысячи рублей соответственно. 

Вырастут ли цены? 

Как заявляют в правительстве, после повышения акцизов препятствовать росту цен на бензин будет налоговый маневр. Его новые правила предусматривают введение возвратного акциза, который по сути субсидирует нефтяные компании из бюджета. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, при повышении акцизов все будет зависеть от того, насколько эффективно будет проведен этот маневр в нефтяной отрасли. 

«Все будет зависеть от настроек так называемого демпфера — отрицательного или возвратного акциза, который предусмотрен налоговым маневром. Он предполагает субсидирование нефтяников из бюджета для того, чтобы не допустить роста цен. Как этот демпфер будет работать, никто не знает, но он предусмотрен, и сейчас идет обсуждение между нефтяными компаниями и правительством. В частности, речь идет о коэффициентах демпфера. Это должно помочь сдержать цены, но насколько это поможет, будет ясно, когда станут известны коэффициенты и весь механизм их работы», — говорит Аркуша. 

Сдержать цены попытаются и за счет увеличения экспортных пошлин. Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. Согласно принятому закону, правительство сможет экстренно поднять экспортную пошлину в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть вырастут на 15%.  

Риск повышения цен с нового года есть, и он связан не только с увеличением акцизов, но и с НДС, который поднимется с 18 до 20%.

«Решение вернуть акцизы на прежний уровень с января 2019 года конечно же повлияет на цены. Они возрастут. Но не это столь страшно, а то, что в январе могут сойтись сразу несколько факторов, которые могут повысить цены на топливо — это повышение акцизов, плюс рост НДС и начало налогового маневра, который предусматривает снижение экспортных пошлин и рост НДПИ. Налоговая нагрузка постепенно будет переходить на скважину. Это повлияет на то, что цена нефти внутри страны будет возрастать. А соответственно, когда цена на нефть растет, то возрастает и цена бензина на внутреннем рынке. Пока не совсем понятно, как будет работать инструмент обратных акцизов. Он только вводится, и неясно, сработает или нет. Поэтому есть опасность, что цены вырастут и правительству придется принимать экстренные меры, как это было в мае 2018 года, когда пришлось существенно понижать акцизы», — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

По мнению Юшкова, принятых правительством мер может оказаться недостаточно для предотвращения роста цен.

«Надо ли вообще повышать акцизы? Существенное повышение акцизов произошло в кризисный период в 2014-2015 годах, когда стоимость нефти упала со 100 долларов до 27. Тогда бюджету надо было искать дополнительные источники поступления денег. Сейчас, когда нефть в бюджете заложена 40 долларов за баррель, а ее цена сейчас 75, то, наверное, негатив от повышения акцизов при повышении цен на топливо будет гораздо хуже, чем тот позитив, который государство получит от дополнительного введения акцизов. Цена возрастет на топливо, народ перестанет ездить, летать, произойдет рост цен и т.д. Суммарный негатив, вполне вероятно, будет больше, чем поступления в бюджет», — говорит Юшков

Автор: Елена Слободян

Источник: Аргументы и факты, 27.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики