Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как поменять Каспий на Балтику

Как поменять Каспий на Балтику

Согласие России на строительство Транскаспийского газопровода может стать важным аргументом для согласования прокладки «Северного потока-2»

Решение вопроса о правовом статусе Каспия стало весьма значимым событием в мировой политике – все-таки тему эту муссировали более 25 лет, с тех пор как после крушения СССР вместо двух стран на Каспии образовалось сразу пять. Не секрет, что Россия долгое время блокировала решение этого вопроса по вполне прагматичным причинам. Ведь это давало возможность не допустить строительства газопровода из Туркмении в Азербайджан и далее через Турцию в Европу.

Теперь же ситуация изменилась – Россия фактически дала добро на строительство данного газопровода. Да еще в ситуации, когда только что торжественно был открыт газопровод TANAP, часть так называемого Южного газового коридора, задача которого – привести на юг Европы альтернативный российскому газ.

Конечно, есть большое количество оговорок, которые делают проект Транскаспийского газопровода все еще непростой затеей. Нужно согласие Азербайджана и Туркмении. И дело даже не в том, что у двух стран есть споры по принадлежности ряда месторождений. Большой вопрос, нужна ли сегодня новая труба и транзитный статус Азербайджану – в ситуации, когда его газ скоро начнет поступать в Европу. Азербайджан в свое время выбил из европейцев очень выгодные условия поставок со второй очереди месторождения Шах-Дениз. Дело в том, что ЕС давно уже уверяет, что долгосрочные контракты с привязкой к нефтяным ценам должны уйти в прошлое. Но с Азербайджаном пришлось подписывать именно такие. Не говоря уже о том, что Азербайджану дали исключение из третьего энергопакета на 25 лет для закачки газа в ТАР – газопровод, являющийся продолжением TANAP. Причина банальна – другого нероссийского газа для поставки через Южный коридор просто не было и Азербайджан мог диктовать условия. Чем он и воспользовался. Терять этот уникальный статус, разбавляя свои поставки туркменским газом, Баку может и не захотеть.

В случае с Туркменией нельзя забывать про китайский фактор. Туркменский газ уже нашел дорогу на китайский рынок, и Китаю совершенно не нужно давать Туркмении альтернативный вариант поставок. Туркмения уже показывала свое неудовольствие жесткой позицией Китая, что выражалось даже в перебоях с поставками в зимний период. Но Китай очень серьезно укрепился в Центральной Азии, и самостоятельно противостоять его давлению Туркмения не в состоянии. Тут может пригодиться Россия как противовес, но тогда и ее интересы надо учитывать. Есть вопросы и по запасам газа Туркменистана. BP, например, ставит его на 4-е место в мире по этому показателю, но достоверность проведенного аудита уже много лет – предмет для дискуссий.

Наконец, Россия все же настояла, что для строительства трубопроводов по дну Каспия все же требуется согласие всех пяти стран по теме воздействия проекта на окружающую среду – эта экологическая оговорка прописана в специальном протоколе.

Но все равно вероятность строительства трубы появляется. Зачем же Россия сделала такой подарок? На самом деле слухи о такой возможности уже ходили и объяснялось все это в стиле Realpolitik – что Владимир Путин пытается договориться с европейцами о размене каспийской трубы на «Северный поток – 2» и вторую нитку «Турецкого потока», включая и систему доставки газа до потребителей по суше. Сомнительно, что все было так грубо, – хотя бы потому, что слишком много в Европе центров силы, чтобы кто-то мог дать гарантии при таком размене. Но фактор влияния российских обходных газопроводов действительно мог быть ключевым при принятии решения по Каспию.

Европа долго требовала снять ограничения для строительства Транскаспийского газопровода. И теперь запрет на строительство газопровода на Балтике будет выглядеть весьма контрастным. Тем более что юридических оснований для отказа после решения изменить маршрут трубы у Дании – последней страны, от которой требуется согласие, – все меньше. Nord Stream 2 AG уже подала заявку на другой маршрут. Его суть в изменении обхода острова Борнхольм и переносе трубы из территориальных вод Дании в ее исключительную экономическую зону. А по конвенции ООН по морскому праву от 1982 г. отказать в строительстве в своей экономической зоне страна уже не может. И если Дания все равно не даст разрешения, у России будет возможность переиграть ситуацию на Каспии.

Россия во внешней политике часто исходит из формулы «Раз вам можно – то и мы будем поступать так же». В данном случае логика как раз может быть примерно такой. «Вы не даете нам строить трубу – и мы тогда не дадим, хотя мы шаг навстречу сделали». Вопрос о «Северном потоке – 2» должен решиться уже ближайшей осенью. Так что проверим, удастся ли разменять один трубопроводный проект на другой.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 13.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики