Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: "Нафтогаз" насчитал "Газпрому" пени, но не учел важного аспекта

Эксперт: "Нафтогаз" насчитал "Газпрому" пени, но не учел важного аспекта

В "Нафтогазе" подсчитали штраф "Газпрома" за "невыполнение" решения Стокгольмского арбитража. Речь идет о сумме, которая превышает $100 млн. В эфире радио Sputnik Игорь Юшков отметил, что средства могут быть выплачены украинской стороне только в одном случае.

Глава НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко рассказал, что сумма штрафа "Газпрома" за "невыполнение" решения Стокгольмского арбитража уже превышает 100 млн долларов. Об этом он заявил в интервью украинскому "5 каналу".

По словам Витренко, эту сумму "Газпром" будет обязан выплатить вместе с долгом в 2,5 млрд долларов. 

"Уже примерно 100 миллионов долларов набежало, как вы называете, штрафных санкций, или же процентов. Если, например, оценивать еще с расходами судебных исполнителей, то фактически речь будет идти о сотнях миллионов долларов. А если бы они выполнили это решение, например в марте, то заплатили бы только два с половиной миллиарда", – заявил Витренко, добавив, что сумма штрафа растет на полмиллиона долларов в сутки. 

Глава "Нафтогаза" также заявил, что апелляция "Газпрома" на решение Стокгольмского арбитража не приостанавливает исполнение решения суда, а в Швейцарии, Нидерландах и Великобритании продолжается принудительный арест активов российской компании.

В эфире радио Sputnik ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, комментируя заявление Витренко, напомнил позицию российской стороны в этом споре. 

""Нафтогаз" насчитал сумму в 100 миллионов долларов – это пени за неисполнение решения Стокгольмского арбитража. Но здесь есть важный аспект: "Газпром" добился того, что шведский суд отменил решение Стокгольмского арбитража. Точнее, он его заморозил, сказал, что выполнять это решение пока не нужно. Идет рассмотрение: правильно ли была соблюдена процедура по этому делу. "Газпром" заявляет, что по одинаковым основаниям в суде вынесены два совершенно разных решения, а, значит, процедура нарушена. Есть и второй момент. Даже по формальным признакам процедура была нарушена, потому что решение арбитража написано не рукой одного из трех арбитров. Кто-то четвертый взял и написал это решение. А так быть не должно. Поэтому суд в Швеции приостановил действие Стокгольмского арбитража. А, значит, и положение по накоплению пени. Такова позиция "Газпрома". Думаю, он не будет признавать накопленных пеней, пока не будет окончательного решения по судьбе вердикта Стокгольмского арбитража: его либо отменяют, либо признают действующим. Только тогда "Газпром" выплатит "Нафтогазу" долг вместе с пени. "Газпром" ждет, когда будет принято решение о легитимности вердикта Стокгольмского арбитража", – сказал Игорь Юшков.    

В начале марта арбитраж Стокгольма удовлетворил требования украинского "Нафтогаза" к "Газпрому" по иску на транзит газа на сумму 4,673 млрд долларов. Арбитры учли ранее присужденную в пользу "Газпрома" сумму по контракту и провели зачет встречных требований. В итоге российская компания должна выплатить украинской 2,56 млрд долларов. Всего "Нафтогаз" требовал от "Газпрома" 17 млрд долларов. 

"Газпром" 13 июня добился в апелляционной инстанции приостановки исполнения "транзитного" решения, а 28 июня, согласно сообщению российской компании, апелляционный суд в Швеции, несмотря на жалобу "Нафтогаза", оставил в силе эту приостановку. "Газпром" заявил, что это обстоятельство усиливает его позицию при обжаловании попыток "Нафтогаза" принудительно исполнить арбитражное решение в различных странах. 

Источник: Радио Sputnik, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики