Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нефтяной вопрос»: пути решения для Беларуси и России

«Нефтяной вопрос»: пути решения для Беларуси и России

Прошло чуть более года после урегулирования нефтегазового спора России и Беларуси. Налоговый маневр в российской нефтяной отрасли, начавшийся в 2015 г., бросает следующий вызов для энергетических взаимоотношений Москвы и Минска. В частности, министр энергетики РФ Алексей Новак заявил, что экспортировать нефтепродукты в Беларусь для России экономически нецелесообразно, и будет установлен предельный уровень их поставок на 2019 г. В ответ на это председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заметил, что подобные ограничения нарушили бы основные принципы Договора о создании ЕАЭС. О том, как Москва и Минск планируют решать проблему – в материале «Евразия.Эксперт».

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли России заключается в том, чтобы постепенно снижать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и одновременно повышать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К 2024 г. пошлины будут окончательно обнулены.

В настоящее время государство изымает природную ренту у нефтяных компаний, условно говоря, в двух точках: при добыче, на скважине, и при экспорте, на границе. В 2017 г. в России было добыто 547 млн т нефти. Со всего этого объема был взят НДПИ, назовем его «малым», так как пока существует и экспортная пошлина. Из общего объема добытой нефти 280 млн т было переработано на российских НПЗ. Из полученного объема 88,3 млн т поступило на внутренний рынок, остальное экспортировалось.

нефть.png

 Источник: Минэнерго РФ.

Еще 257 млн т нефти экспортируется в сыром виде. Получается, что только половина российской нефти попадает под полную фискальную нагрузку (с нее платят и НДПИ, и экспортную пошлину). А примерно 90 млн т нефти и вовсе подпадает только под НДПИ.

Соответственно, налоговый маневр приведет к тому, что природная рента будет полностью изыматься на скважине со всего объема добычи. Минус этой реформы состоит в том, что нефть становится дороже для всех НПЗ.

 

Ее стоимость не будет отличаться у российских и иностранных перерабатывающих заводов. Это касается и белорусских предприятий.

В настоящее время Беларусь покупает российскую нефть по сниженным ценам по сравнению с ценой на мировом рынке. По данным Белстата, за январь-июнь 2018 г. РБ импортировала из России 9,088 млн т нефти по $377 за тонну ($50,4 за баррель). За тот же период средняя цена нефти марки Urals на мировом рынке составила $68,83 за баррель или $514,8 за тонну. Таким образом, Беларусь экономила примерно $137,8 с каждой тонны или $1,253 млрд на весь закупленный с января по июнь 2018 г. объем нефти.

Учитывая, что Минск закупает у России около 18 млн т нефти в год, при условии сохранения параметров первой половины текущего года, за весь 2018 г. РБ сможет сэкономить около $2,5 млрд. 

В 2017 г. Беларусь закупила в России 18,065 млн т нефти по $294,3 за тонну ($39,3 за баррель), при том, что средняя мировая цена на Urals составила $53 за баррель ($396,7 за тонну). т е. годовая экономия составила $1,849 млрд.

После завершения налогового маневра в РФ Беларусь лишится этих доходов. Естественно, Минск стремится минимизировать негативный эффект для своей экономии. Ведь потеря в разнице между ценами импорта нефти из России и стоимостью нефти на мировом рынке не единственная проблема. Из более дорогой нефти будут вырабатываться дорогие нефтепродукты, а, значит, маржа белорусских НПЗ будет сокращаться. По данным Белстата, за период январь-июнь 2018 г. из РБ было экспортировано 6,604 млн т нефтепродуктов по $509,4 за тонну.

Вероятно, интенсификация российско-белорусских переговоров с осени текущего года связана именно с обсуждением того, как странам взаимодействовать в условиях реализации налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. 

Владимир Путин объявил о постепенно завершении реформы в нефтяной отрасли на Петербургском международном экономическом форуме. После этого президенты четыре раза встретились лично и четыре раза разговаривали по телефону (не считая поздравления Путина Лукашенко с Днем независимости РБ). Одним из главных вопросов этих переговоров, вероятно, является нефтяная отрасль и параметры дальнейшей работы двух стран.

Можно предположить, что белорусские нефтеперерабатывающие предприятия хотят получить от российского бюджета те же меры поддержки, что и российские НПЗ: отрицательные (возвратные) акцизы на нефть. Теперь мы можем наблюдать, как страны начинают укреплять свои переговорные позиции.

Не следует исключать, что в спор могут быть вовлечены не только нефтяная промышленность, но и газовая, а также политические аргументы, как это бывало и ранее. Так, Лукашенко рассказал, что Россия перестала перечислять в белорусский бюджет экспортные пошлины от 6 млн т нефти. Об этом они с Путиным договаривались в апреле 2017 г.: через Беларусь транзитом проходит нефть, собственником ее продолжают оставаться российские компании, но экспортную пошлину при вывозе за границу ЕАЭС платят не в российский, а белорусский бюджет. Проверить это фактически невозможно, так как документов о переводе средств из бюджета РФ в РБ нет. За период январь-сентябрь 2018 г. сумма межбюджетных трансфертов могла составить $558,6 млрд.

Месяц

Размер экспортной пошлины на нефть, $ за тонну

Сумма межбюджетных транзакций, $ млн

Январь

111,4

55,7

Февраль

120,1

60,05

Март

119,5

59,75

Апрель

111,4

55,7

Май

118,5

59,25

Июнь

131,8

65,9

Июль

139,1

69,55

Август

135,4

67,7

Сентябрь

130

65

Итого за январь-сентябрь

 

558,6

 Источник: Министерство финансов России. Примечание: расчет сделан из предположения, что перечисления экспортных пошлин из бюджета РФ в бюджет РБ должно идти за 500 тыс. тонн нефти в месяц.

Важным фактором остаются и непосредственно поставки нефтепродуктов. За период январь-июнь 2018 г. РБ импортировала из России 2,111 млн т нефтепродуктов по $382,6 за тонну, что на 49% больше (на 700 тыс. т), чем за аналогичный период прошлого года.

Рост закупки объясняется тем, что цены на нефть и нефтепродукты на внешних рынках выросли, и поставки туда стали крайне выгодными. Поэтому Минск увеличивал закупки в России и экспорт в третьи страны. За указанный срок экспорт нефтепродуктов из РБ составил 6,6 млн т при средней цене $509,4 за тонну. Объем поставок возрос примерно на 500 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Сегодня существует ряд сложных вопросов в отношениях Москвы и Минска в сфере торговли нефтепродуктами. 

Во-первых, рост экспорта нефтепродуктов в РБ в первой половине 2018 г. способствовал повышению цен на топливо в России. Во-вторых, существенная часть белорусских нефтепродуктов поставляется на украинский рынок, в том числе дизель, который может использоваться для заправки военной техники. В-третьих, пока есть лишь символическое продвижение в переговорах о переводе Минском экспорта нефтепродуктов из прибалтийских портов в российские.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов 3 сентября заявил, что Россия может сократить поставки нефтепродуктов на белорусский рынок с 2 млн т до 100-300 тыс. тонн в год. При поставках нефтепродуктов в РБ экспортная пошлина не взимается. Если бы эти объемы шли за пределы ЕАЭС, тогда российский бюджет получил бы, по оценкам Сазанова, 10 млрд. руб. в 2017 г. и столько же за первое полугодие 2018 г.

Выход из сложившейся ситуации потребует больших усилий от обеих сторон. Россия не готова распространять на белорусские НПЗ отрицательные акцизы. Эта мера предполагает поддержку внутреннего рынка, а значит, распространится примерно на 88 млн т нефтепродуктов. Включать в субсидирование белорусских НПЗ на еще 18 млн т российское правительство не готово. Это может произойти, если белорусские НПЗ будут проданы российским компаниям. Однако Минск на это вряд ли согласится.

Мягким вариантом может быть распространение обратного акциза на 6 млн т., поступающих на белорусские НПЗ, так как этот объем перерабатывается для внутреннего рынка РБ.

Решение проблемы может также включить в себя газовую отрасль. Действующий контракт Газпрома на поставку газа в Беларусь заканчивается 31 декабря 2019 г. Возможно, в качестве компромисса по нефтяному вопросу Москва и Минск договорятся ускоренно перейти на общий рынок газа. Тогда РБ получит внутрироссийские цены на газ (уровень Смоленской и Брянской областей + стоимость доставки). Это позволит установить стоимость газа на уровне ниже $100 за тыс. куб. м. Сейчас она составляет $132 за тыс. куб. м. В России сегодня продолжается обсуждение повышения НДС, акцизов на топливо и пенсионного возраста. На этом фоне для крупных уступок в интересах белорусской экономики требуются веские основания.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики