Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь может остаться без российских нефтепродуктов?

Беларусь может остаться без российских нефтепродуктов?

По мнению экспертов, вопрос с поставками российских нефтепродуктов в Беларусь необходимо уладить - и для этого есть разные пути.

Беларусь может в будущем получать гораздо меньше российских нефтепродуктов: об экономической нецелесообразности подобных поставок накануне заявлял глава Минэнерго РФ Александр Новак. Речь идет о сокращении поставок в десять раз — с двух миллионов до 100-300 тысяч тонн в год.

Так можно?

Вскоре после заявлений Новака на ситуацию отреагировало руководство белорусского концерна "Белнефтехим". Как заявил глава предприятия Андрей Рыбаков, введение запретов и ограничений нарушит основные принципы договора о ЕАЭС.

"Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции", — констатировал он.

Впрочем, экономист Ярослав Романчук в комментарии для Sputnik отметил: ЕАЭС действительно предполагает зону свободной торговли и общее таможенное пространство, где запрещены балансы и квотирование, однако есть "но".

"Когда подписывался договор о создании ЕАЭС, был сделан целый ряд исключений, включая нефть, газ, нефтепродукты. Стороны договорились, что будут решать вопросы на двусторонней основе", — отметил он.

Как отметил Романчук, обе стороны виноваты в том, что нет договоренности и общего видения развития совместных рынков. Он отметил, что решать вопрос нужно не просто в формате встреч президентов, а на открытых встречах с членами правительств, высшим руководством, парламентариями. 

В пику переговорам

Как заявлял глава "Белнефтехима", слова Новака об отсутствии экономической целесообразности в поставке российских нефтепродуктов в Беларусь из-за возможности их реэкспорта "имеют цель повлиять на ход переговорного процесса и лишены конструктивности".

Свою позицию, подчеркнул Рыбаков, белорусская сторона озвучивает на консультациях и переговорах и транслировать ее в СМИ не планирует. Сейчас страны сближают позиции по определению индикативных балансов на следующий год.

Вопрос поставок нефтепродуктов стороны обсуждали еще в августе — при предыдущем составе белорусского правительства. Продолжились они и после 18 августа, когда глава государства сменил руководство Совмина Беларуси.

Компромисс, как заявил во вторник на круглом столе в МПЦ Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в этих переговорах может быть найден за счет цены на газ.

"Контракт "Газпрома" и Беларуси заканчивается в конце 2019 года. Возможно, будет какой-то компромисс за счет газовой отрасли — ускоренно Беларусь перейдет на внутрироссийские цены, создастся единый рынок газа, о котором есть договоренности в рамках ЕАЭС", — предположил эксперт.

Купили товар — в чем вопрос?

На слова о покупке у России нефтепродуктов и перепродаже их в конце августа отвечал президент Беларуси Александр Лукашенко.

"Так что здесь нового? Мы купили товар, за него заплатили. Точно так металлы покупаем, комплектующие, делаем трактор МТЗ и продаем. Претензий же нет. Нет, здесь, как я говорю, отходы нефтепереработки, которые не реализуются в России, компании продали нашим, мы доработали (нашли технологию), продали, заработали какую-то копейку. "Нет, вы запретите своим компаниям покупать". Я говорю: "Нет, вы запретите продавать своим компаниям, если вы считаете, что это незаконно". "Нет, вы не покупайте, вы запретите, вы откажитесь и так далее". Это нормально? Это не нормально", — заявлял Лукашенко в интервью белорусскому телевидению.

Российская сторона, в свою очередь, связывает увеличение поставок нефтепродуктов в Беларусь с потерями для собственного бюджета — так объяснило в августе агентство "Рейтер" планы РФ по ограничению их импорта. В июле РФ приостановила выплаты по "перетаможке". 

Вопрос решится?

Представители белорусского и российского правительства, как уже упоминалось, продолжают переговоры по вопросам поставки нефтепродуктов, а также самой нефти. Впрочем, вскоре вновь о теме могут поговорить и президенты.

Предполагается, что в "расширенном формате" лидеры Беларуси и России проведут переговоры 21 сентября в Сочи. Об этом президенты договаривались на встрече в середине августа. На очередном саммите Путина и Лукашенко будут главы и члены правительств.

Кроме того, могут встретиться лидеры и в октябре в Могилеве, где пройдет Форум регионов. Как во вторник заявил пресс-секретарь российского лидера, сейчас ведется работа по подготовке поездки.

Только цифры

Согласно статистике за первые полгода Беларусь ввезла из России 2,11 миллиона тонн нефтепродуктов — на 49,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поставки составили порядка 800 миллионов долларов — на 84,4% выше, чем в прошлом году. Экспорт же нефтепродуктов из Беларуси вырос в полугодии на 7,9% и составил 6,6 миллиона тонн.

Источник: Sputnik Беларусь, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики