Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь может остаться без российских нефтепродуктов?

Беларусь может остаться без российских нефтепродуктов?

По мнению экспертов, вопрос с поставками российских нефтепродуктов в Беларусь необходимо уладить - и для этого есть разные пути.

Беларусь может в будущем получать гораздо меньше российских нефтепродуктов: об экономической нецелесообразности подобных поставок накануне заявлял глава Минэнерго РФ Александр Новак. Речь идет о сокращении поставок в десять раз — с двух миллионов до 100-300 тысяч тонн в год.

Так можно?

Вскоре после заявлений Новака на ситуацию отреагировало руководство белорусского концерна "Белнефтехим". Как заявил глава предприятия Андрей Рыбаков, введение запретов и ограничений нарушит основные принципы договора о ЕАЭС.

"Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции", — констатировал он.

Впрочем, экономист Ярослав Романчук в комментарии для Sputnik отметил: ЕАЭС действительно предполагает зону свободной торговли и общее таможенное пространство, где запрещены балансы и квотирование, однако есть "но".

"Когда подписывался договор о создании ЕАЭС, был сделан целый ряд исключений, включая нефть, газ, нефтепродукты. Стороны договорились, что будут решать вопросы на двусторонней основе", — отметил он.

Как отметил Романчук, обе стороны виноваты в том, что нет договоренности и общего видения развития совместных рынков. Он отметил, что решать вопрос нужно не просто в формате встреч президентов, а на открытых встречах с членами правительств, высшим руководством, парламентариями. 

В пику переговорам

Как заявлял глава "Белнефтехима", слова Новака об отсутствии экономической целесообразности в поставке российских нефтепродуктов в Беларусь из-за возможности их реэкспорта "имеют цель повлиять на ход переговорного процесса и лишены конструктивности".

Свою позицию, подчеркнул Рыбаков, белорусская сторона озвучивает на консультациях и переговорах и транслировать ее в СМИ не планирует. Сейчас страны сближают позиции по определению индикативных балансов на следующий год.

Вопрос поставок нефтепродуктов стороны обсуждали еще в августе — при предыдущем составе белорусского правительства. Продолжились они и после 18 августа, когда глава государства сменил руководство Совмина Беларуси.

Компромисс, как заявил во вторник на круглом столе в МПЦ Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в этих переговорах может быть найден за счет цены на газ.

"Контракт "Газпрома" и Беларуси заканчивается в конце 2019 года. Возможно, будет какой-то компромисс за счет газовой отрасли — ускоренно Беларусь перейдет на внутрироссийские цены, создастся единый рынок газа, о котором есть договоренности в рамках ЕАЭС", — предположил эксперт.

Купили товар — в чем вопрос?

На слова о покупке у России нефтепродуктов и перепродаже их в конце августа отвечал президент Беларуси Александр Лукашенко.

"Так что здесь нового? Мы купили товар, за него заплатили. Точно так металлы покупаем, комплектующие, делаем трактор МТЗ и продаем. Претензий же нет. Нет, здесь, как я говорю, отходы нефтепереработки, которые не реализуются в России, компании продали нашим, мы доработали (нашли технологию), продали, заработали какую-то копейку. "Нет, вы запретите своим компаниям покупать". Я говорю: "Нет, вы запретите продавать своим компаниям, если вы считаете, что это незаконно". "Нет, вы не покупайте, вы запретите, вы откажитесь и так далее". Это нормально? Это не нормально", — заявлял Лукашенко в интервью белорусскому телевидению.

Российская сторона, в свою очередь, связывает увеличение поставок нефтепродуктов в Беларусь с потерями для собственного бюджета — так объяснило в августе агентство "Рейтер" планы РФ по ограничению их импорта. В июле РФ приостановила выплаты по "перетаможке". 

Вопрос решится?

Представители белорусского и российского правительства, как уже упоминалось, продолжают переговоры по вопросам поставки нефтепродуктов, а также самой нефти. Впрочем, вскоре вновь о теме могут поговорить и президенты.

Предполагается, что в "расширенном формате" лидеры Беларуси и России проведут переговоры 21 сентября в Сочи. Об этом президенты договаривались на встрече в середине августа. На очередном саммите Путина и Лукашенко будут главы и члены правительств.

Кроме того, могут встретиться лидеры и в октябре в Могилеве, где пройдет Форум регионов. Как во вторник заявил пресс-секретарь российского лидера, сейчас ведется работа по подготовке поездки.

Только цифры

Согласно статистике за первые полгода Беларусь ввезла из России 2,11 миллиона тонн нефтепродуктов — на 49,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поставки составили порядка 800 миллионов долларов — на 84,4% выше, чем в прошлом году. Экспорт же нефтепродуктов из Беларуси вырос в полугодии на 7,9% и составил 6,6 миллиона тонн.

Источник: Sputnik Беларусь, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики