Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика vs бизнес. Дадут ли России достроить "Северный поток-2"

Политика vs бизнес. Дадут ли России достроить "Северный поток-2"

Политические силы Швеции, у берегов которой пройдет российский трубопровод "Северный поток-2", выступают за блокировку его строительства. Эту идею, как сообщает местная радиостанция Sveriges, поддерживает большинство партий страны. По их мнению, проект не соответствует намерениям Евросоюза увеличить долю экологически чистой энергии. Кроме того, они опасаются, что деятельность РФ у границ Швеции может быть небезопасна. 

Это далеко не первый демарш со стороны западных партнеров, с которым Россия сталкивается в ходе строительства. В конце августа один из партнеров "Газпрома" по "Северному потоку-2" — немецкая Uniper — объявила о возможном выходе из проекта в случае введения США обещанных санкций. В настоящее время их пакет прорабатывается и может быть введен уже этой осенью. Как пояснили в Uniper, компания не может подвергаться санкциям из-за риска оказаться изолированной от долларовых расчетов при проведении торговых операций. 

Кроме того, одна из стран, через чью территорию пройдет трубопровод – Дания – еще не дала согласияна строительство в своих водах. "Газпром" ожидает, что это произойдет в третьем квартале текущего года, однако подал заявку и на альтернативный маршрут. Он на 36 километров длиннее основного, потребует дополнительных денег и времени на согласование, зато пересекает исключительно экономическую зону Дании. Эксперты утверждают, что, согласно международному праву, отказать в строительстве по такому варианту Копенгаген не имеет права.

Пока строительство газопровода идет согласно графику. На этой неделе оператор "Северного поток-2" Nord Stream 2 AG начал прокладку труб в водах Финляндии. В августе началась подготовка к строительству участка "Северного потока-2" в России. К укладке труб готовятся и в Германии.

НЕСЕРЬЕЗНЫЕ ПОМЕХИ

По мнению экспертов, Швеция уже не может повлиять на реализацию проекта. "Шведы всегда были против него, и даже, выдавая разрешение, оговорили, что делают это "скрепя сердце", — напомнил заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Но, так или иначе, "добро" они дали, и теперь процесс идет в соответствии с законодательством страны и международным правом.

Поэтому прозвучавшие на этой неделе заявления – скорее часть пиара партий в свете запланированных на ближайшие выходные парламентских выборов. Политики пытаются сыграть на антироссийских настроениях в шведском обществе, но никак не повлияют на сам ход строительства, уверен эксперт. 

Что касается Дании, то она сама изначально просила провести газопровод в своих территориальных водах, поскольку этот вариант был ей удобнее при формировании трассы. Однако под давлением извне они тянут с подписанием согласия. В случае реализации строительства по альтернативному сценарию, "Северный поток-2" все равно будет сдан по графику, поскольку технологически датский участок можно отложить на последний момент, когда будут готовы все согласования. Общая сумма затрат на проект вырастет не более чем на 1%, рассказал Гривач

БИЗНЕС ИЛИ ПОЛИТИКА?

Эксперты сомневаются в значительном влиянии на проект и со стороны США — далеко не факт, что готовящиеся санкции окажутся серьезны. В противном случае Германия окажется перед выбором – сдаться, продемонстрировав, что она полностью управляема из-за океана, либо упорствовать, отстаивая свое влияние в регионе. На данном этапе ни Вашингтон, ни Берлин не готовы к такому обострению отношений, считает представитель ФНЭБ.

По мнению старшего аналитика по нефтегазу ФК "Уралсиб" Алексея Кокина, тот факт, что стройка уже началась, делает возникновение препятствий непреодолимой силы малореалистичным.

"Как правило, санкции касаются лишь вновь заключаемых договоренностей, но не распространяются на уже действующие проекты", — указал он.

В самом худшем сценарии возможен уход подрядчиков, однако с этим "Газпром" сталкивался во время строительства первой очереди "Северного потока" и успешно решил проблему. Сейчас ситуация еще проще, поскольку и маршрут, и технологии уже отработаны.

Основная неприятность – невозможность переложить финансирование на партнеров. "Придется вкладываться самим, но и это выполнимо, поскольку конъюнктура на европейском рынке газа складывается благоприятная, доходы "Газпрома" растут", — рассуждает Кокин.

К сложностям он отнес возможное снижение инвестиционной привлекательности акций компании. Инвесторам было бы выгоднее увеличение денежных потоков и рост дивидендов, однако средства пойдут на строительство. Но с точки зрения перспективы такие вложения окажутся для "Газпрома" выгодными, поскольку спрос на российский газ в Европе растет, а альтернатив по-прежнему мало. 

"Поставки голландского газа падают, и вполне логично, что его заменит российский. Объемы по другим трубопроводам не так велики, а СПГ дорог. По мере реализации проекта  произойдет изменение конфигурации движения газовых потоков внутри Европы, а украинский транзит все равно частично перейдет в новую трубу", — сказал представитель "Уралсиба".

Таким образом, "Северный поток-2" будет востребован и загружен в достаточной степени. В конечном итоге победят доводы бизнеса, а политические препоны лишь создадут дополнительные издержки, резюмируют эксперты. 

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики