Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москве и Минску будет сложно договориться о поставках нефтепродуктов

Москве и Минску будет сложно договориться о поставках нефтепродуктов

Заявление министра энергетики России Александра Новака об отсутствии целесообразности беспошлинных поставок нефтепродуктов в Белоруссию связано с пересмотром двусторонних отношений в области энергоресурсов. Это может обуславливаться как экономическими (кризис, повышение внутрироссийских цен на нефтепродукты), так и политическими причинами. В частности, тем, что большие объемы нефтепродуктов поставляются Белоруссией на украинский рынок, где используются в том числе и для военных целей, заявили опрошенные EADaily эксперты.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, в настоящее время идет активное накачивание переговорных позиций и со стороны России, и со стороны Белоруссии. «Сторонам довольно быстро и интенсивно нужно договариваться о том, как им дальше взаимодействовать в условиях проходящего в России налогового маневра в нефтяной отрасли. К 2024 году полностью обнулится экспортная пошлина, и при этом возрастет НДПИ. В этом случае вся нагрузка переходит на скважину, и получается, что для всех нефтеперерабатывающих заводов, и для российских, и для белорусских, цена будет одинаково высокой — на мировом уровне. Раньше тот, кто добывал нефть, половину от природной ренты отдавал государству сразу на скважине, а потом что-то перерабатывал. В России переработка составляет где-то 270 млн тонн, тогда как всего мы добываем 547 млн (в 2017 году). 270 млн тонн мы перерабатываем внутри, и с них не платим пошлину. Эта нефть достается нефтеперерабатывающим заводам дешевле. 90 млн тонн употребляется внутри страны, а все остальное экспортируется в виде нефтепродуктов, где экспортная пошлина меньше, чем на нефть. Примерно половина всей добычи экспортируется в сыром виде, и с нее платится экспортная пошлина. Получается, что для российских и для белорусских НПЗ нефть стоит относительно дешево. Когда будет завершен налоговый маневр, все усложнится, и цена нефти повысится. Однако для российских НПЗ предполагается субсидирование для того, чтобы они не перекладывали на потребителя возрастающие затраты на покупку нефти. Для белорусских НПЗ такой механизм субсидирования не предусмотрен. Там российский бюджет ничего не выделяет, по крайней мере в принимаемой сейчас редакции реформы», — сказал эксперт.

Это, по его словам, не может не сказаться на белорусской экономике. «По данным Белстата, за январь- июнь 2018 года Белоруссия в среднем покупает российскую нефть по $ 50 долларов за баррель, а ее рыночная стоимость, по которой Минфин рассчитывает экспортную пошлину — $ 68. То есть они на $ 18 платят меньше. Если мы посчитаем и умножим разницу в $ 18 на закупленные Белоруссией объемы, а это около 9 млн тонн за первое полугодие, то получается существенная сумма. Если бы налоговый маневр был закончен, то они платили бы и эту сумму — больше $ 1 млрд. Это серьезная нагрузка для Белоруссии. Когда они дальше продавали бы нефтепродукты на мировой рынок, маржа была бы тоже гораздо меньше, нежели есть сейчас. Так что это очень существенные вопросы для Белоруссии. Не зря после того, как Путин на Санкт-Петербургском экономическом форуме объявил, что налоговый маневр будет завершен, они встретились с Лукашенко четыре раза, и еще разговаривали по телефону. Это очень плотный график, и я думаю, что как раз на этих встречах и проходят переговоры на тему того, как взаимодействовать дальше. Вероятно, Белоруссия настаивает на том, что из российского бюджета должны выделяться такие же субсидии и для крупных белорусских НПЗ. А если субсидии и будут предусмотрены, то тут возникает вопрос — на весь объем или только на тот, который нужен для покрытия внутреннего рынка. Все эти моменты обсуждаются. Может быть, звучат предложения, что по нефти все нужно оставить так, как есть, но найти компромиссы по газовому вопросу», — полагает Юшков.

По его мнению, пока что говорить об очередной энергетической войне России и Белоруссии рано, но конфликтная ситуация уже имеет место быть.Он также напомнил, что Белоруссия очень большие объемы нефтепродуктов перепродавала на рынке третьих стран. «Если у нас они закупали нефтепродукты где-то по $ 380 за тонну, то на внешний рынок отправляли по $ 509. Конечно, сложно отслеживать, какие продуrты они закупали, а какие экспортировали. Но факт в том, что они увеличили примерно на 700 тыс тонн с января по июнь закупки в России, и это способствовало росту цен на российском топливном рынке. На экспорт шли большие объемы в ущерб внутреннему топливному рынку, из-за чего выросли цены. Это может быть одним из элементов сдерживания — давайте не отправлять эти объемы в РБ, а держать их на внутреннем рынке. Учитывая все эти обстоятельства, по нефтепродуктам будет договариваться сложно. Нынешняя позиция России не только позволит ей сдерживать рост цен на своем рынке, но также заставит белорусов переориентироваться на российские порты при реэкспорте. Нужно учитывать и то обстоятельство, что довольно большие объемы нефтепродуктов поставляется Белоруссией на Украину. Это касается и дизеля, которым заправляются украинские войска. И это тоже большой вопрос», — сказал эксперт.

«Для Белоруссии существование в рамках налогового маневра — очень важный вопрос. Естественно, просто так все оставить и перейти на мирровую цену они не хотят, и будут проталкивать идею о субсидировании своих НПЗ. Россия может настаивать на том, чтобы РБ приватизировали эти предприятия в пользу российских компаний. Тогда они смогут рассчитывать на льготы. Естественно, позиции совершено разные, и конфликт неизбежен. Но практика показывает, что Путин с Лукашенко в итоге все равно договариваются. Другой вопрос, какими будут условия этого договора. В прошлые разы при всей мощи российской переговорной позиции Белоруссии удавалось получить довольно выгодные условия для себя», — подытожил эксперт.

Политолог Дмитрий Болкунец констатировал, что сложившаяся ситуация связана с пересмотром двусторонних отношений в области финансов и поставок ресурсов на белорусский рынок. «Очевидно, что Россия в условиях тяжелой экономической ситуации решила каким-то образом скорректировать двусторонние российско-белорусские отношения в области поставок нефти и нефтепродуктов. Позиция Минэнерго России вполне понятная, учитывая, что Белоруссия имеет два собственных нефтеперерабатывающих завода, на которых она производит нефтепродукты из российской нефти. В таких условиях поставка нефтепродуктов по особым ценам на белорусский рынок нецелесообразна. Москва просто меняет подход, учитывая, что РБ и без того получает нефть по льготным ценам. Думаю, что в ближайшее время будет наблюдаться корректировка, связанная в целом с поставками нефти на белорусский рынок. Вероятнее всего, по итогам проводимого Россией налогового маневра, который завершится через несколько лет, Белоруссия получит компенсацию, но она будет связана с прямыми кредитами. То есть Россия перейдет к формату кредитной поддержки конкретных проектов. Эта политика будет более здравой, целесообразной и позволит, как минимум, сократить конфликты в этой области. Политика ограничений поставок нефтепродуктов на белорусский рынок — это первая часть такой масштабной кампании российского министерства энергетики», — резюмировал эксперт.

Как сообщало EADaily ранее, министерство энергетики России считает экономически нецелесообразным осуществление беспошлинных поставок нефтепродуктов в Белоруссию. Об этом ранее заявлял руководитель министерства Александр Новак. В настоящее время сообщается о планируемой встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина, которая может состояться 21 сентября. Не исключено, что во время этой встречи лидеры не обойдут стороной и обсуждение разногласий в энергетической области.

Источник: EADaily, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики