Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вторая нитка "Турецкого потока" восстановит южный газотранспортный маршрут России

Вторая нитка "Турецкого потока" восстановит южный газотранспортный маршрут России

Начало строительства второй нитки газопровода «Турецкий поток» свидетельствует о том, что Россия собирается реализовать данный проект и поставлять газ в Европу и по своему южному газотранспортному маршруту – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Россия делает ставку на вторую нитку «Турецкого потока»

Дело в том, что «Газпром» завершил строительство второй нитки «Турецкого потока» в исключительной экономической зоне РФ, а это значит, что труба данного проекта протянута уже, как минимум, на 200 морских миль, что является солидным показателем.

Это свидетельствует о том, что российская компания, несмотря на отсутствие согласия со стороны европейских властей, готова строить магистральный газопровод, который будет заточен для нужд соседних с Турцией государств Европы.

Другой вопрос, что мы помним ситуацию с «Южным потоком», где все было полностью согласовано, как с правительством Болгарии, так и с европейскими властями, но этот проект все равно был закрыт сразу после смены вектора российской политики в Вашингтоне.

Соответственно, возникает вопрос, а насколько подобные проекты перспективны для нашей страны, и есть ли в них практический смысл, учитывая, что отношения между Россией и европейскими властями на сегодня, мягко говоря, далеки от идеала. 

Россия здесь показывает, что данный проект неминуем

Кроме того, в рамках «Турецкого потока» нет такого гаранта, как Германия, которая смогла пробить реализацию «Северного потока-2» даже при активном противодействии Соединенных Штатов, европейских политических элит и многих государств Евросоюза.

В качестве непосредственного партнера нашей страны здесь выступает Турция, руководство которой в лице турецкого президента Реджепа Эрдогана, мягко говоря, не пользуется популярностью в Евросоюзе, а потенциальные потребители в лице таких государств, как Греция, Болгария, Сербия и Италия, совершенно точно, не смогут реализовать здесь то, что удалось немцам с «Северным потоком-2».

«России просто нужно было начать реализовывать данный проект для того, чтобы показать нашим европейским партнерам, что мы и дальше будем двигаться в сторону строительства этого газотранспортного маршрута», - констатирует Митрахович.

Действительно, у нас существуют определенные трения с европейцами по данному проекту, причем наши партнеры противодействуют второй нитке «Турецкого потока» исключительно по политическим причинами. Так-то, на практике данный проект экономически обусловлен, поскольку странам Европы, которые располагаются на Балканском полуострове, необходим дешевый отечественный газ. 

У «Турецкого потока» нет нужных политических гарантов

И здесь мы рассчитываем на то, что прагматичный подход возобладает в Евросоюзе, вследствие чего, Брюссель вынужден будет смириться с «Турецким потоком» и разрешить строительство его продолжения уже на европейской территории.

«Уже этой осенью данный проект должен начать строиться за пределами российской исключительной экономической зоны, и вообще здесь есть все основания полагать, что «Турецкий поток» будет одобрен европейскими властями. Впрочем, многое здесь зависит от того, как будут строиться наши отношения с США, и если в данном вопросе начнется жесткач, то данному проекту будет тяжело. Это ведь не «Северный поток-2», который может как-то выдерживать внешнеполитическое давление США благодаря Германии», - резюмирует Митрахович.

Как замечает эксперт, на Россию вообще довлеют санкции США, которые могут привести к блокировке долларовых транзакций, ограничениям против отечественного госдолга и выбыванию западных компаний, которые участвуют в «Северном потоке-2» и «Турецком потоке».

«Здесь необходимо готовиться ко всему, чему угодно. Достаточно вспомнить судьбу Доминика Стросс-Кана, которого западные власти быстро сняли с пробега путем историй с изнасилованными горничными», - заключает Митрахович

Проблемы «Турецкого потока» лежат в политической плоскости

Соответственно, как считает Станислав Павлович, здесь надо быть на стороже – продолжать и дальше строительство второй нитки «Турецкого потока», но понимать, что в этом проекте с европейской стороны заложено большое число искусственных сложностей.

«Нам нужно здесь вести активное лоббирование своих интересов и доказывать несостоятельность линии США, а также показывать, что этот проект является экономически выгодным и гарантирующим транзит российского газа», - констатирует Митрахович.

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к мнению, что России нужно очень осторожно строить газопроводы в Евросоюз.

«России необходимо ограничить свои движения в данном направлении и думать о том, что случится в случае, если Евросоюз пойдет на сокращение закупок отечественного газа. Евросоюз ведь может целенаправленно ограничить закупку российского газа, вследствие чего, данные газотранспортные проекты могут оказаться ненужными», - резюмирует Брутер.

Как считает эксперт, Россия вообще должна уделить больше внимания производству СПГ, поскольку это позволит нашей стране, во-первых, выйти на глобальный рынок торговли газа, а, во-вторых, снизить свою зависимость от Евросоюза. 

«В вопросе «Турецкого потока» главным моментом является то обстоятельство, что мы создаем здесь газотранспортные мощности для тех стран, которые не могут обеспечить реализацию этого проекта с политической точки зрения. Если Германия действительно могла выступать в качестве гаранта для «Северного потока-2», то у «Турецкого потока» таких стран нет», - заключает Брутер.

В результате, в этом вопросе играет большое количество переменных, и именно от них зависит «Турецкий поток».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики