Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вторая нитка "Турецкого потока" восстановит южный газотранспортный маршрут России

Вторая нитка "Турецкого потока" восстановит южный газотранспортный маршрут России

Начало строительства второй нитки газопровода «Турецкий поток» свидетельствует о том, что Россия собирается реализовать данный проект и поставлять газ в Европу и по своему южному газотранспортному маршруту – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Россия делает ставку на вторую нитку «Турецкого потока»

Дело в том, что «Газпром» завершил строительство второй нитки «Турецкого потока» в исключительной экономической зоне РФ, а это значит, что труба данного проекта протянута уже, как минимум, на 200 морских миль, что является солидным показателем.

Это свидетельствует о том, что российская компания, несмотря на отсутствие согласия со стороны европейских властей, готова строить магистральный газопровод, который будет заточен для нужд соседних с Турцией государств Европы.

Другой вопрос, что мы помним ситуацию с «Южным потоком», где все было полностью согласовано, как с правительством Болгарии, так и с европейскими властями, но этот проект все равно был закрыт сразу после смены вектора российской политики в Вашингтоне.

Соответственно, возникает вопрос, а насколько подобные проекты перспективны для нашей страны, и есть ли в них практический смысл, учитывая, что отношения между Россией и европейскими властями на сегодня, мягко говоря, далеки от идеала. 

Россия здесь показывает, что данный проект неминуем

Кроме того, в рамках «Турецкого потока» нет такого гаранта, как Германия, которая смогла пробить реализацию «Северного потока-2» даже при активном противодействии Соединенных Штатов, европейских политических элит и многих государств Евросоюза.

В качестве непосредственного партнера нашей страны здесь выступает Турция, руководство которой в лице турецкого президента Реджепа Эрдогана, мягко говоря, не пользуется популярностью в Евросоюзе, а потенциальные потребители в лице таких государств, как Греция, Болгария, Сербия и Италия, совершенно точно, не смогут реализовать здесь то, что удалось немцам с «Северным потоком-2».

«России просто нужно было начать реализовывать данный проект для того, чтобы показать нашим европейским партнерам, что мы и дальше будем двигаться в сторону строительства этого газотранспортного маршрута», - констатирует Митрахович.

Действительно, у нас существуют определенные трения с европейцами по данному проекту, причем наши партнеры противодействуют второй нитке «Турецкого потока» исключительно по политическим причинами. Так-то, на практике данный проект экономически обусловлен, поскольку странам Европы, которые располагаются на Балканском полуострове, необходим дешевый отечественный газ. 

У «Турецкого потока» нет нужных политических гарантов

И здесь мы рассчитываем на то, что прагматичный подход возобладает в Евросоюзе, вследствие чего, Брюссель вынужден будет смириться с «Турецким потоком» и разрешить строительство его продолжения уже на европейской территории.

«Уже этой осенью данный проект должен начать строиться за пределами российской исключительной экономической зоны, и вообще здесь есть все основания полагать, что «Турецкий поток» будет одобрен европейскими властями. Впрочем, многое здесь зависит от того, как будут строиться наши отношения с США, и если в данном вопросе начнется жесткач, то данному проекту будет тяжело. Это ведь не «Северный поток-2», который может как-то выдерживать внешнеполитическое давление США благодаря Германии», - резюмирует Митрахович.

Как замечает эксперт, на Россию вообще довлеют санкции США, которые могут привести к блокировке долларовых транзакций, ограничениям против отечественного госдолга и выбыванию западных компаний, которые участвуют в «Северном потоке-2» и «Турецком потоке».

«Здесь необходимо готовиться ко всему, чему угодно. Достаточно вспомнить судьбу Доминика Стросс-Кана, которого западные власти быстро сняли с пробега путем историй с изнасилованными горничными», - заключает Митрахович

Проблемы «Турецкого потока» лежат в политической плоскости

Соответственно, как считает Станислав Павлович, здесь надо быть на стороже – продолжать и дальше строительство второй нитки «Турецкого потока», но понимать, что в этом проекте с европейской стороны заложено большое число искусственных сложностей.

«Нам нужно здесь вести активное лоббирование своих интересов и доказывать несостоятельность линии США, а также показывать, что этот проект является экономически выгодным и гарантирующим транзит российского газа», - констатирует Митрахович.

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к мнению, что России нужно очень осторожно строить газопроводы в Евросоюз.

«России необходимо ограничить свои движения в данном направлении и думать о том, что случится в случае, если Евросоюз пойдет на сокращение закупок отечественного газа. Евросоюз ведь может целенаправленно ограничить закупку российского газа, вследствие чего, данные газотранспортные проекты могут оказаться ненужными», - резюмирует Брутер.

Как считает эксперт, Россия вообще должна уделить больше внимания производству СПГ, поскольку это позволит нашей стране, во-первых, выйти на глобальный рынок торговли газа, а, во-вторых, снизить свою зависимость от Евросоюза. 

«В вопросе «Турецкого потока» главным моментом является то обстоятельство, что мы создаем здесь газотранспортные мощности для тех стран, которые не могут обеспечить реализацию этого проекта с политической точки зрения. Если Германия действительно могла выступать в качестве гаранта для «Северного потока-2», то у «Турецкого потока» таких стран нет», - заключает Брутер.

В результате, в этом вопросе играет большое количество переменных, и именно от них зависит «Турецкий поток».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики