Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вторая нитка "Турецкого потока" восстановит южный газотранспортный маршрут России

Вторая нитка "Турецкого потока" восстановит южный газотранспортный маршрут России

Начало строительства второй нитки газопровода «Турецкий поток» свидетельствует о том, что Россия собирается реализовать данный проект и поставлять газ в Европу и по своему южному газотранспортному маршруту – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Россия делает ставку на вторую нитку «Турецкого потока»

Дело в том, что «Газпром» завершил строительство второй нитки «Турецкого потока» в исключительной экономической зоне РФ, а это значит, что труба данного проекта протянута уже, как минимум, на 200 морских миль, что является солидным показателем.

Это свидетельствует о том, что российская компания, несмотря на отсутствие согласия со стороны европейских властей, готова строить магистральный газопровод, который будет заточен для нужд соседних с Турцией государств Европы.

Другой вопрос, что мы помним ситуацию с «Южным потоком», где все было полностью согласовано, как с правительством Болгарии, так и с европейскими властями, но этот проект все равно был закрыт сразу после смены вектора российской политики в Вашингтоне.

Соответственно, возникает вопрос, а насколько подобные проекты перспективны для нашей страны, и есть ли в них практический смысл, учитывая, что отношения между Россией и европейскими властями на сегодня, мягко говоря, далеки от идеала. 

Россия здесь показывает, что данный проект неминуем

Кроме того, в рамках «Турецкого потока» нет такого гаранта, как Германия, которая смогла пробить реализацию «Северного потока-2» даже при активном противодействии Соединенных Штатов, европейских политических элит и многих государств Евросоюза.

В качестве непосредственного партнера нашей страны здесь выступает Турция, руководство которой в лице турецкого президента Реджепа Эрдогана, мягко говоря, не пользуется популярностью в Евросоюзе, а потенциальные потребители в лице таких государств, как Греция, Болгария, Сербия и Италия, совершенно точно, не смогут реализовать здесь то, что удалось немцам с «Северным потоком-2».

«России просто нужно было начать реализовывать данный проект для того, чтобы показать нашим европейским партнерам, что мы и дальше будем двигаться в сторону строительства этого газотранспортного маршрута», - констатирует Митрахович.

Действительно, у нас существуют определенные трения с европейцами по данному проекту, причем наши партнеры противодействуют второй нитке «Турецкого потока» исключительно по политическим причинами. Так-то, на практике данный проект экономически обусловлен, поскольку странам Европы, которые располагаются на Балканском полуострове, необходим дешевый отечественный газ. 

У «Турецкого потока» нет нужных политических гарантов

И здесь мы рассчитываем на то, что прагматичный подход возобладает в Евросоюзе, вследствие чего, Брюссель вынужден будет смириться с «Турецким потоком» и разрешить строительство его продолжения уже на европейской территории.

«Уже этой осенью данный проект должен начать строиться за пределами российской исключительной экономической зоны, и вообще здесь есть все основания полагать, что «Турецкий поток» будет одобрен европейскими властями. Впрочем, многое здесь зависит от того, как будут строиться наши отношения с США, и если в данном вопросе начнется жесткач, то данному проекту будет тяжело. Это ведь не «Северный поток-2», который может как-то выдерживать внешнеполитическое давление США благодаря Германии», - резюмирует Митрахович.

Как замечает эксперт, на Россию вообще довлеют санкции США, которые могут привести к блокировке долларовых транзакций, ограничениям против отечественного госдолга и выбыванию западных компаний, которые участвуют в «Северном потоке-2» и «Турецком потоке».

«Здесь необходимо готовиться ко всему, чему угодно. Достаточно вспомнить судьбу Доминика Стросс-Кана, которого западные власти быстро сняли с пробега путем историй с изнасилованными горничными», - заключает Митрахович

Проблемы «Турецкого потока» лежат в политической плоскости

Соответственно, как считает Станислав Павлович, здесь надо быть на стороже – продолжать и дальше строительство второй нитки «Турецкого потока», но понимать, что в этом проекте с европейской стороны заложено большое число искусственных сложностей.

«Нам нужно здесь вести активное лоббирование своих интересов и доказывать несостоятельность линии США, а также показывать, что этот проект является экономически выгодным и гарантирующим транзит российского газа», - констатирует Митрахович.

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к мнению, что России нужно очень осторожно строить газопроводы в Евросоюз.

«России необходимо ограничить свои движения в данном направлении и думать о том, что случится в случае, если Евросоюз пойдет на сокращение закупок отечественного газа. Евросоюз ведь может целенаправленно ограничить закупку российского газа, вследствие чего, данные газотранспортные проекты могут оказаться ненужными», - резюмирует Брутер.

Как считает эксперт, Россия вообще должна уделить больше внимания производству СПГ, поскольку это позволит нашей стране, во-первых, выйти на глобальный рынок торговли газа, а, во-вторых, снизить свою зависимость от Евросоюза. 

«В вопросе «Турецкого потока» главным моментом является то обстоятельство, что мы создаем здесь газотранспортные мощности для тех стран, которые не могут обеспечить реализацию этого проекта с политической точки зрения. Если Германия действительно могла выступать в качестве гаранта для «Северного потока-2», то у «Турецкого потока» таких стран нет», - заключает Брутер.

В результате, в этом вопросе играет большое количество переменных, и именно от них зависит «Турецкий поток».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики