Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия освоит монгольские урановые месторождения

Россия освоит монгольские урановые месторождения

Визит Дмитрия Медведева в Монголию, приуроченный к годовщине битвы на реке Халхин-Гол, отмечен подписанием соглашения о разработке урановых месторождений в этой стране. Совместное предприятие будет создано до конца этого года, в проект потребуется инвестировать сотни миллионов долларов.

Россия и Монголия договорились о создании совместного предприятия по разработке, добыче и переработке природного урана. Соответствующее межправительственное соглашение подписано во вторник, 25 августа в Улан-Баторе по итогам переговоров президентов двух стран. «Россия стала первой страной, с которой Монголия подписывает соглашение о совместной деятельности по урану. Это важный политический сигнал», – заявил глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко.

Битва за Дорнод

СП будет создано на паритетных началах; с монгольской стороны его участником станет госкомпания «АтомМон», с российской – урановый холдинг «Атомредметзолото». Кириенко, как указывает РИА Новости, пояснил, что принцип «50 на 50» был зафиксирован в межведомственном соглашении об активизации сотрудничества, которое было подписано «Росатомом» и монгольским Управлением по атомной энергии еще 17 марта этого года.

 

Дорнодский урановый узел

«Росатому» интересна разработка Дорнодского уранового узла, а также месторождения Восточно-Гобийского района Монголии – особенно с учетом того, что в 200 километрах от Дорнода расположен российский Приаргунский горно-обогатительный комбинат. «Это дает нам возможность создать единую инфраструктуру, привлекать наших специалистов», – считает Кириенко. Подобная схема уже зарекомендовала себя во времена СССР: тогда уран, добывавшийся в Монголии, проходил обогащение как раз на Приаргунском ГОКе (в начале 90-х совместная разработка Дорнода была прекращена из-за низких цен на уран). По оценкам экспертов, на месторождении Дорнод может быть сосредоточена половина запасов урана Монголии, которые составляют 62 тысячи тонн. «Росатом» планирует, что основные работы по созданию СП будут завершены к концу этого года.

Весь добытый уран пойдет на экспорт, но не в Россию. Куда именно – предстоит решить руководству будущего СП. «У нас нет цели весь добытый уран вывезти в Россию, у нас своего на сто лет хватит», – подчеркнул Кириенко. (Напомним, что крупные месторождения урана на территории РФ расположены в Якутии.)

Японские партнеры

Кириенко не исключил, что к проектам Росатома по добыче урана в Монголии могут присоединиться японские корпорации. "У нас хорошее взаимодействие с японскими компаниями, поэтому наши проекты в Монголии вполне могут носить трехсторонний характер. Для нас это вполне приемлемо", – сказал он, добавив, что у Росатома есть с японскими партнерами "ряд проектов стратегического характера, в частности в сфере ядерного цикла".
Ранее среди вероятных партнеров называлась японская корпорация Marubeni, интересы которой в Монголии, кстати, сосредоточены на том же Дорнодском урановом узле.

«Гонка за уран уже является довольно значимой частью мировой политики, – поясняет Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. По его словам, уран имеет две специфические черты: во-первых, это сырье для производства оружейного плутония для ядерного оружия, а во-вторых, это топливо, а проблема энергоносителей на сегодняшний день очень актуальна.

Так, по оценкам Сергея Кириенко, кризис практически не повлиял на спрос на топливо для АЭС. «Кризис продлится два-три года, а такие контракты заключаются не менее чем на 10, а обычно – на 20 лет», – подчеркнул глава «Росатома» в интервью ИТАР-ТАСС.

По оценкам Дмитрия Абзалова, ведущего эксперт Центра политической конъюктуры, инвестиции в урановые проекты являются достаточно долгосрочными и составят сотни миллионов долларов. «До миллиарда долларов «Росатом» может вложиться», – уточнил Абзалов.

Проекты в Монголии

Между тем, по мнению Константина Симонова, необходим комплексный подход к оценке российских проектов в Монголии. «В этой стране Россия ведет переговоры по углю, до этого были переговоры по меди, также вызывают пристальное внимание проекты по строительству железных дорог», – уточнил эксперт.

В частности, осенью 2010 года предполагается начало освоения угольного месторождения Таван Толгой интерес к которому проявляют и российские компании – «Базовый элемент», «Ренова» и «Северсталь». Заявки на участие в конкурсе на его разработку поступили от крупнейших металлургических компаний мира, таких как Cia. Vale do Rio Doce, BHP Billiton Corp., Rio Tinto Ltd. и Xstrata, а также Itochu Corp., China Shenhua Energy Co., Jindal Steel & Power Ltd. и Sojitz Corp. Предварительные запасы угля составляют 6 млрд тонн, из которых около 40% – высококалорийный коксующийся уголь.

Кроме того, в ходе встречи глав государств Монголии и России был подписан меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между РЖД и Управлением железнодорожного транспорта Монголии. Как сообщает пресс-служба Кремля, «в целях повышения эффективности управления находящимися в федеральной собственности акциями АО "Улан-Баторская железная дорога" президент России Дмитрий Медведев подписал указ о передаче в доверительное управление РЖД 50% акций совместного с Монголией АО «Улан-Баторская железная дорога».

Концепция развития монгольских дорог, подготовленная РЖД, предусматривает инвестиции на сумму до $65 млрд, причем одним из направлений является строительство ветки для обеспечения возможности экспорта угля с месторождения Таван Толгой – как в направлении Китая, так и по северному маршруту через дальневосточные порты России.

Страшный сосед

«Основное конкурент России в монгольском регионе – Китай, – обращает внимание Константин Симонов. – Китай говорит мало, а делает много, но Монголия с осторожностью относится к южному соседу». Так, по словам Симонова, у Монголии есть политический страх перед Китаем. «Монгольские власти прекрасно понимают, что такое отдать лицензии Китаю: через некоторое время речь может пойти о внешнем управлении страной. Это очень серьезный риск, который монгольское руководство не может сбрасывать со счетов», – подчеркнул эксперт.

«В Монголии последнее время отмечается борьба за ресурсы, – комментирует Дмитрий Абзалов. – Есть группа, которая поддерживает своеобразный «евроатлантизм», что предполагает допуск на рынок крупных иностранных компаний и нивелировать соглашения с Россией. Кроме того, активный интерес к инвестициям в крупные иностранные проекты проявляет Китай. «У Китая сейчас много денег, в то же время он достаточно прижимист в вопросах ценообразования, поэтому конечный результат во многом будет зависеть от политической поддержки этих проектов», – считает Абзалов. «Россия всегда должна помнить свою основную проблему: у нас всегда неплохо получается подписывать бумаги, но очень плохо получается их реализовывать», – обращает внимание Константин Симонов.

Автор: Наташа Говорова

Источник: Gzt.ru, 25.08.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики