Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трехсторонние переговоры по украинскому транзиту уперлись в выборы президента

Трехсторонние переговоры по украинскому транзиту уперлись в выборы президента

Трехсторонние переговоры Россия-Украина-Евросоюз по транзиту российского газа - безальтернативный в нынешней ситуации формат, но вряд ли итог будет быстрым - до окончания президентской предвыборной гонки на Украине их ждать не стоит. Так считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

12-13 сентября в Брюсселе прошел первый раунд трехсторонних технических консультаций Россия-Украина-Евросоюз по вопросам транзита российского газа. Об этом сообщили в МИД Украины.  

Обсуждались ключевые элементы контрактов, подходы к формированию тарифов, вопросы реформирования управления украинской ГТС. 

"Украинская сторона подтвердила заинтересованность в распространении на Украину режима внутреннего рынка ЕС и намерения по полному внедрению норм и правил Европейского Союза по рынку газа. В этой связи участниками консультаций подтверждено, что отношения между хозяйствующими субъектами Украины, ЕС и РФ будут определяться законодательным полем, которое будет полностью соответствовать европейскому законодательству", - отметили в МИД.

Следующие консультации пройдут 26 сентября. 

Никакой логики

По поводу европейских принципов - Украина заявляет это в политических целях, говорит Алексей Гривач: "От Киева западные патроны требуют преобразования украинского энергетического сектора по европейским лекалам". 

"Создать видимость использования этих принципов вполне возможно, дьявол, как обычно, кроется в деталях - в том, как Украина будет их использовать. То, как Киев интерпретирует сейчас работу своей ГТС, не лезет ни в какие ворота. Они заявляют, что сейчас тарифы надо поднять в полтора раза, а с 2020 года - снизить, при этом увеличивать объемы прокачки. Никакой логики, кроме "вы нам должны заплатить много денег, несмотря ни на что", за этим не просматривается", - сказал эксперт, отметив, что нынешние трехсторонние переговоры - длинный и сложный путь.

Их ход нужно рассматривать и с учетом политических обстоятельств. На Украине приближаются президентские выборы, и активная фаза переговоров придется как раз на этот период. Соответственно, это создает серьезные ограничения для принятия решений.

Кроме того, переговоры идут в преддверии смены руководства Еврокомиссии, которое произойдет в следующем году. Надо также иметь ввиду дополнительный внешний фактор - наличие сил, заинтересованных в том, чтобы у российского газа были проблемы с поступлением в Европу. 

Безальтернативный формат

"О результативности этих трехсторонних переговоров можно будет судить, когда они будут близки к завершению. Сам же формат безальтернативный - переговоры напрямую, как это обычно бывает в обычной коммерческой практике, невозможны, и требуется влияние извне, со стороны европейцев, на украинскую сторону. С другой стороны, присутствие европейцев может дать и негативный эффект - тут все зависит от того, как они будут себя проявлять", - отметил Гривач

Выгодно для всех

Эксперт согласен с тезисом других аналитиков, допускающих, что переговоры в итоге протянутся до самого окончания действия нынешнего контракта.

"Это вполне может быть. Когда есть время в запасе, всегда кажется, что можно еще выторговать более выгодные условия. Также напомню о предстоящих президентских выборах на Украине. До их исхода я бы никакого окончательного подписания не ждал", - сказал эксперт. 

В любом случае прийти к единому решению выгодно для всех. Если стороны не договорятся, это будет сильным ударом для всех - Европе нужен российский газ, Украине - транзитный статус, России нужно выполнять обязательства по поставкам в рамках контрактов. "Это и репутация, и деньги, и стратегическое положение", - заключил Алексей Гривач

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 13.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики