Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому играть роль «тети Лизы»?

Кому играть роль «тети Лизы»?

(фрагмент статьи)

В одном старом спектакле театра на Таганке речь шла о житье-бытье обитателей коммуналки 60-х голов прошлого века со всеми её кухонными баталиями и психологическими стычками. Персонажи этого социального водевиля делились на «плохих», «хороших» и «никаких» со своими вожаками, «шестёрками» и сочувствующими. Была там и своя «королева» — ветеран-квартиросъёмщик тётя Лиза, которая и раздавала всем «дружеские советы», как вести домашнее хозяйство, и распоряжалась счетами за свет и газ. Чем закончилось это действо — не суть важно. Но вот возникшие недавно на газовом рынке Европы перипетии до боли напоминают гот спектакль.

Однако кому в этой ситуации достанется роль тёти Лизы — российскому «Газпрому» или Евросоюзу? И тот, и другой сегодня стремятся распределять «голубое топливо» среди жильцов европейской «квартиры», а заодно и «отодвинуть» от ресурсов соперника. О том, чем может обернуться эта «коммунальная история», на страницах «Нефти России» рассуждают ведущие отечественные и зарубежные аналитики и эксперты.

Ссоры могут стать самоцелью

— В последние несколько месяцев и Россия, и ЕС организовали большое количество мероприятий, посвящённых газовой тематике. И многие эксперты видят в этом «перетягивании газового каната» скорее проявление рыночной конкуренции, чем стремление к обеспечению энергетической безопасности…

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

— Энергетическая безопасность — слишком политизированное и лукавое понятие. Каждый трактует его по-своему. РФ занимает примерно 25% газового рынка Европы, следовательно, она и есть стержень энергетической безопасности ЕС. Однако многие европейцы считают по-другому: они видят в России угрозу, хотя мы и не обладаем монопольным положением в газовой сфере.

Похожая ситуация и на нефтяном рынке, хотя там конкуренция поставщиков ещё выше. В итоге наблюдается довольно грустная картина. Есть продавец газа — Россия, есть его покупатель — Европа. Все адекватные люди понимают, что РФ и ЕС друг без друга не выжить. Между ними не может быть конкурентных отношений — могут быть лишь споры о равновесной цене на товар. Но наши дискуссии выходят за эти рамки. Брюссель активно пугает Россию диверсификацией поставщиков. Москва обиженно отвечает идеей диверсифкации рынков сбыта. Европа молится на Nabucco, мы же говорим о газопроводах в Китай и стремительном развитии СПГ-бизнеса с целью выхода на рынки Азии и Северной Америки.

При этом понятно, что Nabucco не может заменить Россию. Если уж поставить такую странную задачу, то нужно построить хотя бы четыре подобных магистрали и ещё несколько терминалов по приёму газовозов с СПГ. В свою очередь, России не найти альтернативного рынка объёмом в 150 млрд м. куб газа в год. Вот почему и заговорили о необходимости «перезагрузки» наших энергетических отношений. Нужно определить условия нашей кооперации, причём отказавшись от запугивания и шантажирования друг друга. Ведь доходит до того, что любое предложение России воспринимается Европой как опасное, и наоборот. Хотя на самом деле они могут оказаться выгодными контрагенту.

Скажем, Россия предлагает строить отношения на долгосрочной основе — Европу такое предложение пугает, хотя именно ей оно и выгодно. Ведь падение спроса в начале 2009 г. было временным явлением, а снижение собственной добычи — увы, постоянным.

Или ЕС в третьем энергопакете настаивает на либерализации доступа производителей газа к газотранспортной инфраструктуре. Конечно, «дьявол — в деталях», но общая философия такого подхода России на руку — у нас же изобразили его чуть ли не антироссийским творением.

…Словом, наши отношения с ЕС сегодня — это, к сожалению, и не рыночная конкуренция, и не решение вопросов энергобезопасности. Это опасная попытка взаимного давления и ненужные ссоры, которые очень быстро могут стать самоцелью.

Источник: Нефть России, № 8, 17.08.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики