Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Демпфирующая надбавка в лучшем случае лишь временно стабилизирует цены на топливо в РФ

А. Пасечник: Демпфирующая надбавка в лучшем случае лишь временно стабилизирует цены на топливо в РФ

Правительство РФ может принять решение о снижении с 1 ноября внутренних цен на бензин и дизтопливо в формуле расчета демпфирующей составляющей отрицательного акциза на нефть. Это направлено на сохранение рентабельности внутреннего рынка топлива, а демпфер позволит компенсировать нефтяным компаниям выпадающие доходы от поставок топлива на внутренний рынок вместо более премиального экспорта.

О том, позволит ли такая мера удерживать цены на бензин в стране, и не приведет ли это к новому топливному кризису в России, Агентству нефтегазовой информации сообщил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. 

- Ситуация на внутреннем рынке моторного топлива продолжает оставаться сложной. В опте цены снова лихорадит – к примеру, котировки на бензины на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) заметно прибавляют: с 27 августа по 7 сентября на 92-й бензин рост почти на 5% - до 48 тыс. 237 руб./т, на 95-й бензин - на 10 (до 54 тыс. 873 руб./т). Период стабильности был весьма коротким – захватил даже не всю вторую половину августа.

Нефтяники готовятся к новому росту налогов. В 2019 году акцизы снова будут расти в рамках фискальной реформы для нефтяной отрасли. Провоцирует к подорожанию топлива в стране и внешняя конъюнктура – мировые цены на нефть весьма высоки – 12 сентября котировки эталона Brent тестировали уровень $80 за баррель. Вносит свою лепту и девальвация рубля.

Чтобы упредить топливные кризисы в стране, регуляторы ищут рецепты, считая, что могут помочь субсидии для нефтепереработки.

В сентябре вице-премьер РФ Дмитрий Козак, представители министерств и крупнейших нефтяных компаний обсудили налоговый маневр в отрасли и ситуацию на рынке нефтепродуктов. Участники совещания приняли принципиальное решение: изменить расчет одного из ключевых параметров маневра — демпфирующей надбавки, которая влияет на цены на топливо.

Надбавка была внедрена как инструмент сглаживания колебания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. 

Законом о налоговом маневре (должен заработать с 2019 года и завершиться в 2024 году) условная цена внутреннего рынка на 2019 год была установлена в 56 тыс. рублей за тонну бензина и 50 тыс. рублей за тонну дизеля. 14 сентября эти цены решено было снизить на 5 тыс. 600 и 5 тыс. рублей соответственно. В итоге дополнительная выручка, которую смогут получить нефтяники, вырастет.

Сроки введения демпфирующей надбавки еще обсуждаются. Хотя в СМИ звучало, что из-за роста цен на нефть и ослабевшего рубля субсидию могут ввести раньше плана на несколько месяцев.

Демпфирующий механизм – часть изменений в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Он должен компенсировать часть потерь нефтекомпаний из-за того, что цены на бензин и дизтопливо внутри страны власти порой искусственно сдерживают, и экспорт нефтепродуктов для компаний приоритетней в коммерческом смысле.

Но надо понимать, что какими бы в итоге ни были субсидии для национальной нефтепереработки, проблему ценообразования на внутреннем рынке это принципиально не решит – здесь продолжают превалировать принципы олигополии. 

К тому же с 2019 года акцизы на топливо снова будут индексироваться в рамках налогового маневра. Сценарий с сохранением высоких цен на нефть на мировых биржах сейчас высоковероятен – усиление санкций США в отношении Ирана сулит дефицит рынку углеводородов. В связи с этим выше риск новых топливных кризисов на внутреннем рынке топлива.

Власти, конечно, в периоды бифуркаций в розничном сегменте будут прибегать к механизму ручного регулирования на кратковременных отрезках. Как это было, например, минувшим летом.

В итоге потребители моторного топлива в лучшем случае могут рассчитывать на некоторую временную стабилизацию цен на АЗС, а никак не на снижение, которого они давно желают. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 18.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики