Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Демпфирующая надбавка в лучшем случае лишь временно стабилизирует цены на топливо в РФ

А. Пасечник: Демпфирующая надбавка в лучшем случае лишь временно стабилизирует цены на топливо в РФ

Правительство РФ может принять решение о снижении с 1 ноября внутренних цен на бензин и дизтопливо в формуле расчета демпфирующей составляющей отрицательного акциза на нефть. Это направлено на сохранение рентабельности внутреннего рынка топлива, а демпфер позволит компенсировать нефтяным компаниям выпадающие доходы от поставок топлива на внутренний рынок вместо более премиального экспорта.

О том, позволит ли такая мера удерживать цены на бензин в стране, и не приведет ли это к новому топливному кризису в России, Агентству нефтегазовой информации сообщил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. 

- Ситуация на внутреннем рынке моторного топлива продолжает оставаться сложной. В опте цены снова лихорадит – к примеру, котировки на бензины на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) заметно прибавляют: с 27 августа по 7 сентября на 92-й бензин рост почти на 5% - до 48 тыс. 237 руб./т, на 95-й бензин - на 10 (до 54 тыс. 873 руб./т). Период стабильности был весьма коротким – захватил даже не всю вторую половину августа.

Нефтяники готовятся к новому росту налогов. В 2019 году акцизы снова будут расти в рамках фискальной реформы для нефтяной отрасли. Провоцирует к подорожанию топлива в стране и внешняя конъюнктура – мировые цены на нефть весьма высоки – 12 сентября котировки эталона Brent тестировали уровень $80 за баррель. Вносит свою лепту и девальвация рубля.

Чтобы упредить топливные кризисы в стране, регуляторы ищут рецепты, считая, что могут помочь субсидии для нефтепереработки.

В сентябре вице-премьер РФ Дмитрий Козак, представители министерств и крупнейших нефтяных компаний обсудили налоговый маневр в отрасли и ситуацию на рынке нефтепродуктов. Участники совещания приняли принципиальное решение: изменить расчет одного из ключевых параметров маневра — демпфирующей надбавки, которая влияет на цены на топливо.

Надбавка была внедрена как инструмент сглаживания колебания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. 

Законом о налоговом маневре (должен заработать с 2019 года и завершиться в 2024 году) условная цена внутреннего рынка на 2019 год была установлена в 56 тыс. рублей за тонну бензина и 50 тыс. рублей за тонну дизеля. 14 сентября эти цены решено было снизить на 5 тыс. 600 и 5 тыс. рублей соответственно. В итоге дополнительная выручка, которую смогут получить нефтяники, вырастет.

Сроки введения демпфирующей надбавки еще обсуждаются. Хотя в СМИ звучало, что из-за роста цен на нефть и ослабевшего рубля субсидию могут ввести раньше плана на несколько месяцев.

Демпфирующий механизм – часть изменений в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Он должен компенсировать часть потерь нефтекомпаний из-за того, что цены на бензин и дизтопливо внутри страны власти порой искусственно сдерживают, и экспорт нефтепродуктов для компаний приоритетней в коммерческом смысле.

Но надо понимать, что какими бы в итоге ни были субсидии для национальной нефтепереработки, проблему ценообразования на внутреннем рынке это принципиально не решит – здесь продолжают превалировать принципы олигополии. 

К тому же с 2019 года акцизы на топливо снова будут индексироваться в рамках налогового маневра. Сценарий с сохранением высоких цен на нефть на мировых биржах сейчас высоковероятен – усиление санкций США в отношении Ирана сулит дефицит рынку углеводородов. В связи с этим выше риск новых топливных кризисов на внутреннем рынке топлива.

Власти, конечно, в периоды бифуркаций в розничном сегменте будут прибегать к механизму ручного регулирования на кратковременных отрезках. Как это было, например, минувшим летом.

В итоге потребители моторного топлива в лучшем случае могут рассчитывать на некоторую временную стабилизацию цен на АЗС, а никак не на снижение, которого они давно желают. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 18.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики