Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: Демпфирующая надбавка в лучшем случае лишь временно стабилизирует цены на топливо в РФ

А. Пасечник: Демпфирующая надбавка в лучшем случае лишь временно стабилизирует цены на топливо в РФ

Правительство РФ может принять решение о снижении с 1 ноября внутренних цен на бензин и дизтопливо в формуле расчета демпфирующей составляющей отрицательного акциза на нефть. Это направлено на сохранение рентабельности внутреннего рынка топлива, а демпфер позволит компенсировать нефтяным компаниям выпадающие доходы от поставок топлива на внутренний рынок вместо более премиального экспорта.

О том, позволит ли такая мера удерживать цены на бензин в стране, и не приведет ли это к новому топливному кризису в России, Агентству нефтегазовой информации сообщил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. 

- Ситуация на внутреннем рынке моторного топлива продолжает оставаться сложной. В опте цены снова лихорадит – к примеру, котировки на бензины на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) заметно прибавляют: с 27 августа по 7 сентября на 92-й бензин рост почти на 5% - до 48 тыс. 237 руб./т, на 95-й бензин - на 10 (до 54 тыс. 873 руб./т). Период стабильности был весьма коротким – захватил даже не всю вторую половину августа.

Нефтяники готовятся к новому росту налогов. В 2019 году акцизы снова будут расти в рамках фискальной реформы для нефтяной отрасли. Провоцирует к подорожанию топлива в стране и внешняя конъюнктура – мировые цены на нефть весьма высоки – 12 сентября котировки эталона Brent тестировали уровень $80 за баррель. Вносит свою лепту и девальвация рубля.

Чтобы упредить топливные кризисы в стране, регуляторы ищут рецепты, считая, что могут помочь субсидии для нефтепереработки.

В сентябре вице-премьер РФ Дмитрий Козак, представители министерств и крупнейших нефтяных компаний обсудили налоговый маневр в отрасли и ситуацию на рынке нефтепродуктов. Участники совещания приняли принципиальное решение: изменить расчет одного из ключевых параметров маневра — демпфирующей надбавки, которая влияет на цены на топливо.

Надбавка была внедрена как инструмент сглаживания колебания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. 

Законом о налоговом маневре (должен заработать с 2019 года и завершиться в 2024 году) условная цена внутреннего рынка на 2019 год была установлена в 56 тыс. рублей за тонну бензина и 50 тыс. рублей за тонну дизеля. 14 сентября эти цены решено было снизить на 5 тыс. 600 и 5 тыс. рублей соответственно. В итоге дополнительная выручка, которую смогут получить нефтяники, вырастет.

Сроки введения демпфирующей надбавки еще обсуждаются. Хотя в СМИ звучало, что из-за роста цен на нефть и ослабевшего рубля субсидию могут ввести раньше плана на несколько месяцев.

Демпфирующий механизм – часть изменений в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Он должен компенсировать часть потерь нефтекомпаний из-за того, что цены на бензин и дизтопливо внутри страны власти порой искусственно сдерживают, и экспорт нефтепродуктов для компаний приоритетней в коммерческом смысле.

Но надо понимать, что какими бы в итоге ни были субсидии для национальной нефтепереработки, проблему ценообразования на внутреннем рынке это принципиально не решит – здесь продолжают превалировать принципы олигополии. 

К тому же с 2019 года акцизы на топливо снова будут индексироваться в рамках налогового маневра. Сценарий с сохранением высоких цен на нефть на мировых биржах сейчас высоковероятен – усиление санкций США в отношении Ирана сулит дефицит рынку углеводородов. В связи с этим выше риск новых топливных кризисов на внутреннем рынке топлива.

Власти, конечно, в периоды бифуркаций в розничном сегменте будут прибегать к механизму ручного регулирования на кратковременных отрезках. Как это было, например, минувшим летом.

В итоге потребители моторного топлива в лучшем случае могут рассчитывать на некоторую временную стабилизацию цен на АЗС, а никак не на снижение, которого они давно желают. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 18.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики