Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венграм дадут газ на год

Венграм дадут газ на год

Кто заплатит за то, что ответвление "Турецкого потока" дойдет до Будапешта

Лидеры России и Венгрии встречаются регулярно и обычно по несколько раз в год. Вот и во вторник в Москве опять побывал премьер-министр Венгерской республики Виктор Орбан. Два предыдущих саммита можно списать на спортивный интерес: в августе прошлого года Путин открывал в Будапеште чемпионат мира по дзюдо (см. «НГ» от 29.08.17), а в июле на финал чемпионата мира по футболу приезжал венгерский премьер.

Хотя накануне встречи во вторник заявлялись многие возможные темы переговоров, по итогам осталась основная: в коротком сообщении без особых деталей по итогам встречи было заявлено, что стороны договорились о поставках российского газа на 2020 год, так как действующий договор истекает в 2019-м. При этом Орбан попросил Путина серьезно подумать о продлении «Турецкого потока» до Венгрии и дальше, а российский президент не исключил такой возможности.

Впрочем, «Газпром» и Венгрия подписали соглашение о поставках по «Турецкому потоку» еще в июле прошлого года, по крайней мере так сообщало венгерское агентство MTI со ссылкой на министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто.

Накануне вчерашнего саммита Сийярто рассказывал российским СМИ, что речь не идет об отдельном новом газопроводе: чтобы российский газ можно было из Турции поставлять в Венгрию через территории Болгарии и Сербии, нужно реализовать несколько национальных программ развития газотранспортных систем. Тогда при минимальных инвестициях в венгерскую инфраструктуру они смогли бы получать через нее до 6 млрд куб. м газа в год. Однако Сийярто отметил, что в Болгарии необходимая инфраструктура не будет готова ранее 2022 года, а Сербии нужно вложить «значительные средства», прежде чем она сможет получать газ из второй ветки «Турецкого потока».

Венгрия получает 60% необходимого ей газа из РФ. Как заявил 17 сентября Сийярто, венгры хотят купить у России в будущем году 4,3 млрд куб. м газа. Однако за несколько месяцев до нынешних переговоров в стране очень активно стали обсуждать альтернативные источники поставок. В начале сентября Сийярто заявлял, что помимо российского газа Будапешт хочет получать американский сжиженный газ через порт в Хорватии, а Орбан в феврале называл еще одним источником газа для своей страны месторождение Neptun Deep на черноморском шельфе соседней Румынии. По сообщениям СМИ, инициатива Венгрии, впрочем, как Румынии, Болгарии, Австрии и Словакии, по диверсификации источников энергоносителей была положительно встречена руководством США. Этот вопрос стал ключевым на восточноевропейском Саммите трех морей в Бухаресте 17 сентября, где участвовала Венгрия и которому направил приветственное письмо Дональд Трамп.

Обращает на себя внимание, что новый договор на поставку газа заключен пока только на 2020 год. Вероятно, долгосрочный не был подписан по нескольким причинам. Если Россия не будет финансировать строительство ответвления от «Турпотока» до Венгрии, то Балканские страны с такой задачей сами быстро не справятся. Сохраняется неопределенность и с украинской газотранспортной системой, по которой через Словакию приходит российский газ в Венгрию сейчас. Свою лепту вносят и оппозиционные Орбану партии в Венгрии, которые считают, что долгосрочный контракт с Россией заставляет венгерских потребителей получать российский газ очень дорого. «Орбан и Путин крадут деньги из кошелька венгерского народа за счет искусственно высоких цен на газ», – приводит венгерский ресурс hvg.hu слова члена президиума партии LPM Петера Унгара. По его словам, из-за долгосрочного контракта Венгрия платит в два раза больше мировых цен на газ.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович пояснил в связи с этим, что «мировых цен» на газ не существует в принципе. «Газовые рынки в отличие от рынков нефти находятся в сегментированном состоянии, поэтому цены в разных регионах мира могут быть совершенно разные», – сказал «НГ» Митрахович. Эксперт предлагает сравнивать соседние страны. «Цены для Венгрии никак не могут быть «в два раза выше» цен для Германии, например. Хотя крупный потребитель и участник совместных с Россией газотранспортных проектов может иметь более выгодную формулу в контракте, чем потребитель маленький либо конфликтующий с поставщиком. В случае с Венгрией особых конфликтов в этой сфере как раз нет, напротив, Венгрия выражает готовность и в дальнейшем получать российский газ через газопроводы, обходящие Украину. Это может быть путь как с севера (через «Северный поток – 2» и далее до Баумгартена и потом в Венгрию), так и с юга, имея в виду различные проекты газопроводов, которые могут стать продолжением второй нитки «Турецкого потока», – говорит эксперт.

Впрочем, не газом единым. Заместитель главного редактора carnegie.ru Максим Саморуков считает, что частота встреч лидеров двух стран отражает проблемы с координацией в старых проектах. «Общее крупное дело сейчас одно – строительство двух новых блоков АЭС «Пакш» общей стоимостью 12 млрд евро. По соглашению 40% этих денег должно быть потрачено на оплату работ венгерских компаний. С прошлого года «Росатом» начал объявлять для венгров тендеры, в этом году среди желающих поучаствовать появились компании, связанные с друзьями детства Виктора Орбана», – пишет Саморуков.

Венгерская пресса, ссылаясь на представителей Сийярто, писала о том, что лидеры двух стран будут обсуждать совместные проекты по созданию в Венгрии мощностей по производству вертолетов и речных судов, открытию нового авиарейса между Будапештом и Казанью. Хотя по итогам встречи подробностей на эти темы не поступило, в пресс-службе Минпромторга России «НГ» вчера рассказали, о чем могла идти речь. 

«Российские судостроители готовы предложить новейшие типы скоростных судов, а также проработать вопрос локализации их производства в Венгрии. Мы договорились, что в ближайшее время состоятся экспертные консультации по данному вопросу, – сказали в Минпромторге. – С венгерской стороной прорабатывается вопрос о сотрудничестве в сфере совместного производства гражданского вертолета. Специалистами ведется обсуждение возможных форматов сотрудничества, места организации производства, финансового обеспечения проекта. Кроме того, взаимный интерес представляет кооперация в области транспортного машиностроения».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 18.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики