Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Междуморье скорее откажется от Польши, чем от российского газа

Междуморье скорее откажется от Польши, чем от российского газа

Страны так называемого Междуморья не смогут консолидировано добиться независимости от российского газа, так как внутри этого союза нет единства, интересы всех стран сильно разнятся. Так считает эксперт Игорь Юшков.

Страны Междуморья должны приложить усилия для того, чтобы стать независимыми от поставок газа из России. К этому призвал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в ходе своего выступления на проходящем в Бухаресте саммите неформального объединения 12 стран, расположенных в регионе между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. 

Моравецкий считает важным идею фактической диверсификации, устранения зависимости Европы, а особенно Центральной Европы, от российского газа". 

Страны Междуморья - это Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония. Главными задачами этого неформального союза являются экономическое развитие стран региона, укрепление единства Евросоюза и трансатлантических связей. 

Неоднородный состав

Довольно странный, синтетический состав участников объединения, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"И ситуация в энергетике, и отношения с Россией у каждой из этих стран разные, и интересы, соответственно, тоже. Поляки действительно пытаются создать некое восточноевропейское единство, чтобы перейти на СПГ в политических целях. Но опять же, состав, который они хотят собрать, неоднороден. Есть страны, которые ориентируются на политику, как, например, Польша и Литва, но остальные все-таки ставят экономику выше политических интересов. И главное, что политическим элитам в этих странах не удастся набрать очков у населения за счет яростной критики России", - сказал эксперт.

Европейский бизнес голосует за российский газ

Соответственно, говорить о некоем едином и успешном плане по снижению "зависимости" от РФ не приходится, наоборот, идет сильное увеличение поставок  газа.

"Европа вовсю наращивает закупки, в этом году мы придем к объему свыше 200 миллиардов кубов. Происходит это, прежде всего, потому что газ сегодня дешевле, чем СПГ. Чтобы сжиженный природный газ приходил в Европу, нужно, чтобы европейцы могли конкурировать по ценам с азиатским рынком, где цены сейчас заметно выросли. Так что единства нет - Австрия и Венгрия выступают за российские трубопроводные проекты, поляки выступают против, Литва политически выступает против, а экономически - за", - говорит Игорь Юшков, резюмируя, что бизнес во всех странах Европы голосует деньгами и голосует за российский газ, потому что он дешевле. 

Польша, так же как и Украина (которая "просится" в Междуморье и даже словами вице-премьера Степана Кубива недавно упрекала Варшаву за то, что Киев не зовут в союз), активно выступает против проекта "Северный поток-2". Моравецкий подтвердил эту позицию и в Бухаресте, отметив, что трубопровод, по которому будут идти поставки газа в Германию, увеличит пропускную способность транспортировки газа из России в Европу.

Польский премьер считает, что "это не диверсификация, а дальнейшая монополизация" газового рынка. Эта проблема поднималась Моравецким в беседе с главой Минэнерго США Риком Перри.

"Я говорил с ним о важности достижения реальной диверсификации, независимости Европы, с особым упором на Центральную Европу, от российского газа", - сказал Моравецкий.

Сама Польша имеет контракт с Россией по поставкам газа. Договор, по которому РФ поставляет Польше до 10 миллиардов кубометров ежегодно, истекает в 2022-м, и в Варшаве пока не решили, будут ли его продлевать. 

Более того, Польша постоянно пытается получить более низкую цену на российский газ. В 2012 году польская компания PGNiG по иску добилась от РФ скидки более чем на 10%. В феврале 2016-го PGNiG решила вновь судиться с  "Газпромом", чтобы выбить еще скидку. 

Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 18.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики