Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США признали, что санкции не остановят "Северный поток — 2", заявил эксперт

США признали, что санкции не остановят "Северный поток — 2", заявил эксперт

Заявление президента США Дональда Трампа по "Северному потоку-2" можно расценивать как признание Вашингтона, что санкции вряд ли смогут остановить реализацию проекта "Газпрома" и его европейских партнеров, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Во вторник Трамп в ходе общения с журналистами после встречи с президентом Польши сообщил, что США не планируют вводить санкции в отношении компаний, которые участвуют в строительстве "Северного потока-2". 

"Санкции США не остановили бы и тем более не запретили проект. Поэтому я расцениваю это заявление, как вынужденный шаг, который призван не допустить глубокий и острый кризис в отношениях США с ЕС. Это заявление констатирует пусть неприятную для Вашингтона, но объективную реальность", — прокомментировал заявление Трампа заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

Угроза санкций США

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, — РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из перечисленных стран компании Nord Stream 2 AG, оператору "Северного потока-2", осталось получить разрешения на строительство только от Дании.

Единственным акционером Nord Stream 2 AG является "Газпром". Европейские партнеры — Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall — со своей стороны обязались профинансировать "Северный поток-2" суммарно на 50%, то есть на 950 миллионов евро каждый. "Газпром" же предоставит другую половину средств — 4,75 миллиарда евро. При этом участники проекта планируют 70% инвестиций покрыть за счет привлечения проектного финансирования. 

Против реализации "Северного потока-2" выступает ряд стран, в частности Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и США, имеющие амбициозные планы относительно экспорта в Европу своего СПГ. Кроме того, Латвия, Литва и Польша совместно заявляли, что не одобряют строительство. Их лидеры уверены, что это политический проект.  

Представители американской власти, в свою очередь, ранее неоднократно заявляли, что намерены противодействовать реализации "Северного потока-2". Звучали заявления и о возможности введения санкций против участников проекта. 

Так, в начале сентября министр энергетики США Рик Перри заявил, что Соединенные Штаты планируют ввести дополнительные санкции против энергетического сектора России, а также против "Северного потока-2". Он отметил, что это связано, в том числе, с вопросом транзита российского газа через Украину. Кроме того, по его словам, введение санкций США против "Северного потока-2" будет зависеть от усилий РФ по выполнению минских соглашений и отношений России с соседями.  

Объективная реальность

Опрошенные РИА Новости эксперты едины в своем мнении, что санкции США сегодня вряд ли смогли бы помешать реализации "Северного потока-2". Так, генеральный директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов отмечает, что европейские партнеры "Газпрома" уже перечислили часть денег в рамках финансирования проекта, соответственно Вашингтону поздно предпринимать действия, которые бы помешали проекту в этом отношении.

"Сейчас введение санкций было бы просто такой пощечиной европейским коллегам США и непонятно, зачем? Что бы они выиграли от этого? Очевидно, что оставшиеся деньги "Газпром" мог уже вложить сам и все равно доделать проект. То есть получилось бы, что результата от этого бы никакого не было. Поэтому Трамп и говорит об очевидном, что не будут они уже ничего особенно вводить", — сказал Правосудов. 

В то же время Гривач отмечает, что заявление Трампа вряд ли стоит расценивать как полный отказ США от противодействия реализации "Северного потока-2". "Я не думаю, что это прекратит противодействие проекту со стороны США и их сателлитов в Европе на дипломатическом и политическом уровнях. Кроме того, нельзя исключать, что это послужит поводом для нового витка антитрамповской кампании в Вашингтоне и попыткам ввести санкции в обход него через Конгресс", — говорит эксперт.

Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко также полагает, что полностью исключить риск санкций после слов Трампа все же нельзя, хотя они существенно его снижают. Эксперт однако подчеркивает, что даже в случае их введения санкции существенным образом вряд ли смогут сказаться на осуществлении проекта.

"Слова Трампа… должны дать дополнительный комфорт как "Газпрому", так и его европейским партнерам, участвующим в строительстве трубопровода, а также Германии — главному европейскому лоббисту проекта. Однако санкционная риторика, скорее всего, будет сопутствовать "Северному потоку-2" до самого его запуска. Санкции в каком-то виде, возможно, все же появятся, но они вряд ли смогут помешать осуществлению проекта, особенно когда строительство подводной части уже началось", — отметил он. 

Источник: РИА Новости, 19.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики