Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Весна-2019 повторит резкий скачок цен на топливо

Весна-2019 повторит резкий скачок цен на топливо

События минувшей весны этого года, когда резко подорожало топливо (в среднем на 10-15%) на российских АЗС, могут вновь повториться весной 2019 года. Причина – нежелание правительства признать свою ошибку в виде т.н. налогового маневра.

Потребители, нефтяные компании и независимые продавцы топлива (сети АЗС, не входящие в вертикально интегрированные корпорации) стали заложниками неуемных аппетитов госбюджета, который пополняется из карманов российских потребителей. При том, что реально располагаемые доходы у домохозяйств, что признала официальная статистика (падение только в августе на 0,9%) продолжают снижаться.

Правительство пытается стабилизировать цены на топливо в «ручном режиме». Удорожание ведет к цепной реакции по всем переделам экономики. В настоящее время действует «пакт о ненападении», когда нефтяные компании взяли на себя обязательства, в силу административного давления, не менять ценники в сторону увеличения до конца 2018 года.

Эксперты, опрошенные Царьградом, в унисон утверждают, что после моратория ситуация будет напоминать «выстрел пробки из шампанского». Ведь на следующий год в бюджете уже заложены средства, которые получит государство в результате повышения фискальной нагрузки.

«С 2019 года в рамках налогового маневра у нас уже запланирована индексация акцизов, - подчеркивает в интервью программе «Пронько. Экономика» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. - То есть то, что было, грубо говоря, весной и летом, возвращается на круги своя. Индексация акцизов – это один из катализаторов роста цен на внутреннем рынке. Добавим к этому олигархический уклад топливного рынка, а это у нас незыблемо, рост цен очевиден. Разгон цен будет сопоставим с этим годом».

Для объективности отметим, что кабинет министров все-таки пытается нивелировать существующую проблему, когда, с одной стороны, старается стимулировать нефтяные компании производить и продавать больше топлива на внутреннем рынке, предоставляя субсидии производителям, а с другой стороны, что выглядит более чем странно для рядового потребителя, не меняет структуру цены на топливо, где львиная доля – это фискальная нагрузка, а не рыночная стоимость самой нефти.

«С самого начала было известно, что акцизы будут снижены только до Нового года. Никто особо и не скрывал, что это сугубо временная мера, заключенная в рамках совещания господина Козака с компаниями, которые в обмен обещали тоже не повышать цены. Но опять же до Нового года», - заявил Царьграду ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Согласен с данным тезисом и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, который нам сообщил, что формирование цен на бензин в небольшой степени связано с деятельностью нефтяных компаний.

«В основном большую часть цены определяет правительство. 70% розничной цены бензина и дизельного топлива – это чистые налоги. Дальше идут производственные затраты, такие как затраты на добычу нефти, затраты на переработку, затраты на обслуживание кредитов. Они составляют приблизительно 20%. Есть накладные расходы, организационные или логистические. И остаются расходы собственно на нефтяников, на зарплаты, на премии и так далее. Эти расходы в конечной цене бензина составляют 2%», - утверждает эксперт.

По мнению господина Танкаева, нефтяники реально не могут повлиять на конечную цену бензина и дизельного топлива. «Правительство устанавливает верхнюю планку. Последние несколько лет они контролируют цены на бензин административными методами. С течением времени производство и продажа бензина стали невыгодны. И чем дальше, тем невыгодность эта ухудшалась», - подчеркнул аналитик.

Между тем само правительство пытается переложить проблему с «больной головы на здоровую». Так, премьер Дмитрий Медведев на этой деловой неделе провел совещание с нефтяными компаниями, на котором прямо заявил, что «лимит повышения цен на топливо в этом году исчерпан».

Как стало известно Царьграду, нефтяники не возражали, но попросили кабмин о дополнительной поддержке из федбюджета. Общий размер компенсаций и льгот за поставку топлива на внутренний рынок они оценили в 900 млрд рублей.

Против этой новеллы - чиновники Минфина, которые считают, что дополнительные льготы приведут к нарушению т.н. бюджетного правила.

«Налоговый маневр или, как еще его называют, бюджетное правило, был задуман и производится против интересов России. И против интересов нефтяных компаний. Правительство пугается и перехватывает на себя управление бензиновым рынком и рынком дизтоплива. При ручном управлении и ручной фиксации цен постепенно прибыльность уходит. И постепенно перестают производить бензин и дизтопливо. Объемы производства уменьшаются. Бензиновые фракции уходят в рынок нефтехимии. Дизельные фракции не доводятся до конечного продукта, а уходят на экспорт», - рассказывает Рустам Танкаев.

«В 2017 году объемы производства бензина и дизельного топлива в России снизились на 2% по сравнению с предыдущим годом. Потребление увеличилось примерно на 3%. Правительство немножко перепугалось, надавило, и в начале 2018 года объемы производства бензина чуть подросли. При этом потребление отстало от роста объемов производства. Но тут вылез экспорт бензина. За первые четыре месяца 2018 года экспорт бензина вырос в 1,5 раза. Пытаться вручную, не понимая, как работает рынок, управлять этим рынком, бесполезно. Это все равно что пятилетнего ребенка посадить за руль автомобиля. Зачем собирать представителей нефтяных компаний и требовать с них обещаний, что они установят и сохранят какие-то цены? Если эти цены приносят убыток, они, на самом деле, ничего сделать не могут», - отметил эксперт.

С Танкаевым согласен и господин Пасечник, который убежден, что именно «бюджетное правило играет злую шутку с внутренним рынком топлива».

Между тем кабинет министров может принять решение о снижении с 1 ноября внутренних цен на бензин и дизтопливо в формуле расчета демпфирующей составляющей отрицательного акциза на нефть. Это направлено на сохранение рентабельности внутреннего рынка топлива, а демпфер позволит компенсировать нефтяным компаниям выпадающие доходы от поставок топлива на внутренний рынок вместо более премиального экспорта.

Но и здесь аналитики отмечают, что данная мера не решит существующую проблему, которая упирается в фискальные действия правительства. «Этот демпфирующий механизм – недостаточная история. И, опять же, там речь о 50-процентной компенсации. То есть полностью устранить премиальность экспортного рынка не удастся, - подчеркивает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. - На рынке мировом тенденция к росту. То есть возможны санкции к Ирану, которые будут применены масштабно осенью со стороны США. Это все спровоцирует определенные всплески барреля. И, соответственно, продавать за периметр будет выгодней».

Так называемый налоговый маневр, который в свое время был предложен для наполнения бюджета и ФНБ, в нефтяной отрасли, снижение экспортных пошлин на нефть с 30% до нуля и пропорциональное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к 2024 году в конечном итоге увеличат сборы в казну. В ближайшие шесть лет маневр поступления составит 1,5 трлн руб. Однако львиная доля из этих денежных средств будет вынута из кошельков отечественных автомобилистов при одновременном «выкручивании рук» российскому ТЭК.

«Если мы будем и дальше резать эту курицу, которая пока еще несет золотые яйца, финал очевиден. На каком-то этапе выяснится, что компании сокращают инвестиции в переработку, в добычу, во все прочее. Тогда уже налогов все равно не взять. Поэтому эти мысли, которые у нас звучат, о том, что если слишком сильно передавить налоги, компании перестанут развиваться, эта мысль вообще-то простая, но не все ее разделяют почему-то», - сетует господин Митрахович.

Сегодня изъятие из выручки нефтяных компаний достигает 65-70%. Поэтому обвинения в адрес ТЭК об «абсурдности» предоставления льгот и субсидий со стороны чиновников Минфина звучат более чем странно.

Судя по поступающей информации, правительство не готово услышать «голос разума» и пойдет и на исполнение «налогового маневра», и на повышение акцизов на топливо в следующем году. Оба фактора приведут к росту внутренних цен на бензин, вне зависимости от котировок нефти на мировом рынке. 

Автор: Юрий Пронько

Источник: Царьград, 21.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики