Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прибалтийский транзит будет закрыт: для экспорта "нефтянки" Белоруссии нужна Россия

Прибалтийский транзит будет закрыт: для экспорта "нефтянки" Белоруссии нужна Россия

Договоренности Москвы и Минская по поставкам российской нефти могут включать условие переориентации экспортных потоков нефтепродуктов через российские порты. Такое мнение озвучил ФБА "Экономика сегодня" эксперт Константин Симонов.

У Москвы и Минска есть два варианта решения вопросов по поставкам нефтепродуктов. Об этом сообщил президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе совещания с правительством. 

"Самый главный вопрос, который обсуждался (накануне в Сочи на встрече президентов и правительств Белоруссии и РФ), связан с возвратом денежных средств от "перетаможки" сырой нефти в белорусский бюджет. А также вопрос переработки в Белоруссии темных нефтепродуктов, к примеру, мазута, который покупался нашими компаниями у российских, перерабатывался, а нефтепродукты реализовывались на белорусском и зарубежных рынках", — сказал глава государства.

Лукашенко отметил, что по итогам встречи с Владимиром Путиным выработано два варианта, далее они будут обсуждены в Минске. "И в Душанбе окончательно согласуем решение этого вопроса", — отметил Лукашенко. Белорусский президент добавил, что вопрос "фактически" решен, "нужно выбрать тот или иной вариант".

На льготных условиях

Многие годы крутится все вокруг попыток привести эти отношения к рыночным схемам, говорит первый проректор по внешним коммуникациям Финансового университета, заведующий кафедрой "Прикладная политология", директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Рыночная схема могла быть простой - Белоруссия покупала бы нефть по мировым рыночным ценам с учетом транспортного ключа, перерабатывала и продавала нефтепродукты. Но Минск хочет нефть на льготных условиях, вокруг этого все и крутится.  Сейчас был очередной этап попыток решить эту проблему - я имею ввиду историю с ускорением налогового маневра, которая предполагает отмену экспортных пошлин и рост НДПИ. Рост НДПИ означает, что вся добываемая нефть будет облагаться дополнительными налогами и неважно, что с ней происходит - в Белоруссию ли она поставляется или еще куда-то", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Через российские порты

Когда имели место льготы по экспортной пошлине, выходило, что Белоруссия за ее счет могла получать нефть по более низким ценам. Теперь возможны какие-то другие схемы, и рассматривался, среди прочего, вариант поставок белорусских нефтепродуктов на экспорт через российские порты. 

"Не знаю, о чем шла речь на переговорах, но думаю, о том, что Белоруссия все-таки должна в обмен на выгодные условия по нефти перенаправить экспортные потоки через российские порты", - предположил Константин Симонов

"Белорусская нефтяная компания" за последние несколько месяцев экспортировала на зарубежные рынки через российскую территорию 42 000 тонн нефтепродуктов. При этом через Эстонию прошло в 10 раз больше,444 000 тонн, через латвийские порты - примерно в 70 раз больше, 2,94 млн тонн.

Больше или меньше?

В начале сентября глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов допустил снижение объема поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию более чем в шесть раз.

"Сейчас обсуждается вопрос ограничения поставок нефтепродуктов в Белоруссию. Баланс этот определяет Минэнерго. Разговор может идти об объемах поставок от 100 до 300 тыс. т в год, но не о 2 млн т, как в настоящее время", - приводило ТАСС слова чиновника.

Примерно в те же дни о том, что экспорт российских нефтепродуктов в Белоруссию не является экономически целесообразным, сказал глава Минэнерго РФ Александр Новак. 

"В целом предусмотрены индикативным балансом нулевые цифры по поставкам нефтепродуктов из России в Беларусь, потому что Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты Белоруссии нет", - говорил министр.

Импорт Белоруссией нефтепродуктов из России в этом году заметно снижался. Если в январе Белоруссия импортировала 350 000 тонн, то в июле — 237 000 тонн.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 22.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики