Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К 2035 году Россия выйдет на второе место в мире по производству СПГ

К 2035 году Россия выйдет на второе место в мире по производству СПГ

Россия действительно делает сегодня серьезную ставку на СПГ – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Россия имеет амбициозные планы по СПГ

Дело в том, что директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Александр Гладков заявил, что Россия может увеличить производство сжиженного природного газа(СПГ) к 2035 году до 83 млн тонн.

На сегодня производство СПГ в России составляет 21 млн тонн, но за счет проектов «Балтийский СПГ», «Дальневосточный СПГ», «Печора СПГ» и «Арктик СПГ-2» мы сможем увеличить данный показатель фактически в четыре раза.

Примечательно, что тонна СПГ – это примерно 1,38 тысяч кубов природного газа. Соответственно, речь здесь идет о 114 млрд кубов СПГ, что выведет Россию в лидеры в данном энергетическом сегменте, где только Катар производит на сегодня свыше 100 млрд кубов.

При этом, возникает вопрос, а найдем ли мы для такого объема топлива необходимые рынки сбыта.

Конечно, к 2035 году мировая экономика и вместе с ней рост потребления газа существенно вырастут, но все-таки нужно привести цифры. Текущие поставки российского газа в страны Евросоюза составляют 195 млрд кубов, и это абсолютный исторический рекорд. 

Россия пока не может рассчитывать на внутренний рынок

Например, по «Силе Сибири» мы будет поставлять в Китай 61 млрд кубов в год, а по «Турецкому потоку» 33 млрд кубов. И здесь у каждого проекта есть свои четко обозначенные рынки сбыта, а в случае с СПГ продукт придется продавать по всему глобальному рынку.

Впрочем, не нужно забывать и про рост внутреннего потребления – у нас есть территории, куда бессмысленно вести газопроводы и куда из-за этого проще поставлять СПГ, а также рост использования данного товара, как топлива, в современном машиностроении. Это может существенно увеличить производство СПГ в мире, независимо от общей динамики в классической энергетике.

«Все заводы, которые строятся в России для производства СПГ, предназначаются для экспорта. Внутреннее потребление СПГ – например, как газомоторного топлива, на текущий момент у нас в стране чрезвычайно маленькое», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, данное направление развивается в России, но мы продолжаем решать здесь целый ряд внутренних задач и не можем рассчитывать на то, что в нашей стране в ближайшее время существенно увеличится потребление СПГ. 

Прогноз Минэнерго РФ подтверждается текущими проектами

«Мы сегодня решаем здесь проблему «яйца и курицы». Ведь пока нет заправок СПГ, не будет и машин, работающих на этом топливе, и точно также наоборот. При этом, СПГ сейчас начинает выходить на железную дорогу. Кроме того, перспективно применение данного топлива в судостроении, но мы пока не форсируем использования этого энергоресурса», - заключает Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, цифры производства, которые обозначены Минэнерго РФ, действительно достижимы, особенно если учесть то обстоятельство, что у «Ямал СПГ» существуют три очереди по 5,5 тонн млн и одна по 0,9 млн тонн. Кроме того, здесь нельзя забывать про «Арктик СПГ», где общий объем производства будет составлять значительные 19 млн тонн.

«Есть еще «Арктик СПГ-3» на базе Северо-Обского лицензионного участка. Там компания «Новатэк» уже начала первое бурение, и там предполагается суммарный объем производства в 19,8 млн тонн. Поэтому только три проекта компании «Новатэк» на Ямале дают России порядка 57 млн тонн СПГ. Еще здесь можно вспомнить 5 млн тонн проекта «Сахалин-3», - резюмирует Юшков.

Есть еще проекты, которые заявлены, но их реализация находится под большим вопросом. Это «Балтийский СПГ», а также «Дальневосточный СПГ», который будет реализовывать компания «Роснефть». Так и набегает искомая цифра Минэнерго РФ. 

Перспективы данного направления прояснит только время

«Существуют и локальные проекты СПГ – типа Псковского завода, который изначально должен был снабжать внутренний рынок, но, скорее всего, сосредоточит все свои усилия на близлежащих странах Прибалтики», - констатирует Юшков.

Этот проект оказался для прибалтов настолько выгодным, что их не смущает даже доставка топлива с помощью автотранспорта. И это очень хорошо показывает всю политизированность  и бессмысленность текущих проектов Литвы по закупке СПГ у Соединенных Штатов.

«В сумме проекты, которые сегодня реализуются и намечены в России, выходят даже за предел 100 млн тонн, хотя необходимо понимать, что не все из них будут реализованы с точки зрения экономической целесообразности», - заключает Юшков.

Впрочем, здесь еще есть и административные трудности – например, компания «Роснефть» не может договориться с оператором проекта «Сахалин-1» , причем в данном случае сейчас идут судебные разбирательства. Все это накладывает отпечаток на реализацию такого проекта, как Дальневосточный СПГ, а значит и на всю структуру нашего планирования по данному энергоресурсу. 

«В случае с «Балтийским СПГ» имеется проблема с экономикой – не ясно, зачем строить такой масштабный и дорогостоящий проект, учитывая то обстоятельство, что «Газпром» качает сегодня в Европу свой трубопроводный газ», - резюмирует Юшков.

В общем, спрос на СПГ будет расти, как и производство данного энергоресурса в России, но пока сложно загадывать, как будет происходить данный процесс в будущем, поскольку здесь существует огромное количество тонкостей.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 25.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики