Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За свою трубу волнуется: почему Порошенко говорит о "газовом шантаже" со стороны России

За свою трубу волнуется: почему Порошенко говорит о "газовом шантаже" со стороны России

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Европа рискует попасть в ловушку газового шантажа со стороны России, если продолжит строительство "Северного потока–2". Портал Baltnews.lt поговорил с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым о целях, которые преследует Порошенко такими высказываниями.

Украинский лидер Петр Порошенко в интервью изданию Rheinische Post заявил, что "Северный поток–2" – чисто геополитический проект, у которого нет никакого экономического смысла. При этом он отметил, что Украина имеет все возможности для транспортировки газа из России в Европу.

Порошенко решил "предостеречь" европейских коллег от риска попасть в ловушку "газового шантажа России". По его словам, он сам лично сталкивался с подобным поведением Москвы, поскольку "Россия несколько лет назад шантажировала Украину". 

Портал Baltnews.lt узнал мнение ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова о том, на чем основаны заявления украинского лидера.

"Довольно странные тезисы выдвигает Петр Порошенко. В чем его логика: если Россия строит огромный газопровод, по которому начинаются новые поставки, а Европа, предположим, не покупала российский газ, то теперь она вся перешла на российский газ. Таким образом, она стала полностью зависима от России, которая будет ее шантажировать. Логика могла быть в этом, но, когда Москва и так является крупнейшим поставщиком газа в Европе, то строя "Северный поток–2" и пуская те же самые объемы, которые и так сейчас идут в Европу, никакой зависимости у Европы совершенно не возникает", – считает эксперт.

По его мнению, новый газопровод наоборот повышает уровень энергетической безопасности Европы: 

"Если она сейчас покупает эти объемы, то потом просто поменяется маршрут доставки. Будет не старый газопровод, построенный в советское время, срок и эксплуатация которого истекает. Украина за все эти годы своего существования не вкладывала туда достаточное количество средств, не проводила модернизацию и так далее, а теперь Россия строит новый обходной газопровод, который в общем-то служит повышению энергетической безопасности Европы, а не каким то там политическим целям".

Юшков напомнил о том, что Москве не свойственно ведение диалога с другими странами, используя шантаж: 

"Другой момент, если бы были какие-то прецеденты, когда бы Россия говорила, мол если вы не отмените санкции против России, тогда мы вам перекроем газ. Но Россия 50 лет уже поставляет газ в Западную Европу еще с советских времен, и никогда ничего подобного не было даже в разгар Холодной войны, когда дело доходило до прямого противостояния. Поэтому, почему после появления нового газопровода появится новый рычаг давления России на Европу совершенно непонятно. То есть здесь Порошенко исходит из собственных представлений, он говорим, что "нет, это я хочу шантажировать европейцев, чтобы говорить им, "дайте мне денег, а не то у меня вдруг труба сломается, и вы все замерзнете зимой". Скорее всего, логика его такая. То есть он фактически говорит, что труба должна проходить через Украину, и все должны быть зависимы от того, как Киев будет с этой трубой поступать", – считает эксперт.

Напомним, что в августе прошлого года президент США Дональд Трамп с одобрения конгресса утвердил возможность введения ограничительных мер против лиц и компаний, которые работают над проектом газопровода. Однако на прошлой неделе он заявил, что санкции против компаний установлены не будут. 

Источник: BaltNews.lt, 25.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики