Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая кооперация по Каспию обернется прибылью для России

Газовая кооперация по Каспию обернется прибылью для России

У энергетического сотрудничества России и Азербайджана по Каспию есть пространство как для конкуренции, так и для кооперации. В случае реализации совместных проектов мы можем не только получить дополнительную прибыль от поставок энергоресурсов, но и использовать сотрудничество для решения политических проблем, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

Сотрудничество по Каспию

Президент РФ Владимир Путин, находящийся с визитом в Азербайджане, призвал бизнес обеих стран активнее работать над проектами на Каспии, в том числе в сфере добычи нефти и газа. Путин отметил, что российские энергетические компании уже работают успешно на местном рынке.

Он напомнил о деятельности компании «Роснефть», которая совместно с госкорпорацией Азербайджана в скором времени приступит к разведке и освоению в регионе нефтегазового месторождения, инвестициях «Лукойла» и деятельности «Транснефти», обеспечивающей надежный транзит азербайджанской нефти на экспорт по нефтепроводу Баку-Новороссийск.

«У энергетического сотрудничества России и Азербайджана по Каспию есть пространство как для конкуренции, так и для кооперации. С одной стороны в Каспийском регионе действительно сосредоточены довольно существенные запасы углеводородов, и все пять прикаспийских стран эти ресурсы эксплуатируют. В то же время именно Азербайджан в течение многих десятилетий представляется Европе альтернативой российским поставкам нефти и газа.

Например, недавно был запущен Трансанатолийский газопровод (TANAP), который в случае продления в Европу будет называться Трансадриатическим (TAP). Азербайджан в этом случае будет поставлять газ не только в Турцию, но также в Италию и Балканские страны, что превращает его в конкурента России на европейском рынке. Но более вероятно, что у Баку просто не хватит  самостоятельных газовых ресурсов для того, чтобы реализовать поставки заявленных объемов», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Доверительные отношения Москвы и Баку

В этом случае как минимум часть газа ему придется закупать в России, чтобы закрывать часть внутреннего потребления, а оставшийся поставлять по своим обязательствам в Европу. Такой вариант Станислав Митрахович находит довольно вероятным, потому что не так давно Азербайджан возобновил закупки газа у России. И хотя многие эксперты до сих пор представляют проекты TAP и TANAP как угрозы позициям РФ в Европе, если по ним пойдет газ по своповым операциям, то нас такой вариант вполне может устроить.

«На выходе мы будем иметь некоторую форму конкуренции, разбавленную кооперацией. Кроме того, Москве необходимо поддерживать доверительные отношения с Баку, чтобы иметь возможность оставаться посредником в урегулировании карабахского конфликта.

Учитывая этот момент, было бы странно, если Россия воспринимала Азербайджана исключительно как конкурента и не искала выгод от реализации совместных проектов. Нужно вести более гибкую политику, а призывы Путина к сотрудничеству по Каспию как раз и являются ее проявлением», - считает эксперт.

Отметим, что Каспийское море хранит в себе колоссальные запасы углеводородов. Британская нефтегазовая компания BP несколько лет назад оценивала запасы нефти в 30 млрд тонн, а газа в 145 трлн кубометров. Как добавляет Митрахович, еще 10-15 лет считалось, что на Каспии колоссальное количество углеводородов, но сейчас звучат более осторожные оценки.

«В любом случае запасы очень большие. Не зря тот же Казахстан недавно приступил к разработке на Каспии Кашагана, являющегося одним из самых крупных нефтяных месторождений в мире, открытых за последние годы. Но в целом запасы углеводородов на Каспии не настолько большие, чтобы могли перевернуть энергетический рынок Европы или Ближнего Востока или стать ключевой базой для поставки в Китай», - резюмирует эксперт.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 27.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики