Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США приблизились к европейскому бизнесу

Санкции США приблизились к европейскому бизнесу

Откажутся ли компании от «Северного потока-2»

Американцы могут ввести санкции из-за «Северного потока-2» уже в ноябре текущего года. Ограничения коснутся европейских компаний, участвующих в строительстве газопровода. Об этом заявил координатор правительства Германии Петер Байер в интервью телеканалу Bloomberg. Он отметил, что санкции могут серьезно ударить по немецкому и в целом по европейскому бизнесу. Байер подчеркнул, что настало время для плотного диалога со Штатами.

«Северный поток-2» представляет собой две нитки газопровода, идущие от России к Германии через Балтийское море. Общая стоимость — €9,5 млрд. Строительство планируется завершить к концу следующего года. Немецкие компании сейчас будут пытаться дистанцироваться от проекта, уверен независимый эксперт Дмитрий Лютягин: «У немецких компаний, которые ведут интернациональный бизнес, значительный объем приходится на Соединенные Штаты. У них как раз таки будет здесь риск потери контрактов с американской стороной. Поэтому они, скорее всего, будут придерживаться того, чтобы каким-то образом провести реструктуризацию своего участия в данном проекте. Но будут пытаться максимально сделать таким образом, чтобы этот трубопровод был сделан, в этом интерес есть. И “Газпром” даже утверждал, что готов самостоятельно довести все это до конца».

Предполагалось, что в проекте «Северный поток-2» получат доли такие компании, как британо-нидерландская Royal Dutch Shell, французская Engy, австрийская OMV, немецкие Uniper и Wintershall. По договору с «Газпромом» зарубежные партнеры обеспечивают половину финансирования проекта. Еще на прошлой неделе Дональд Трамп заявлял, что никаких санкций по «Северному потоку-2» он вводить не намерен. Это произошло перед встречей с главой Польши Анджеем Дудой. США действительно сейчас не выгодно вводить ограничения, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Чем дольше Соединенные Штаты тянут, тем меньше вероятность, что они что-то введут. Строительство ведется и в водах Финляндии, и в немецких водах. То есть вводить санкции было бы логично до того, как началась укладка трубы на дно. И тот факт, что Трамп в присутствии Дуды заявил, что пока он не намерен вводить санкции, очень показателен. Это был вообще прекрасный повод: приехал главный борец с “Северным потоком-2” в Европе на поклон в Белый дом — красивый жест. Санкции подписываются, а Дуда где-нибудь сидит в уголочке с веселой улыбкой, радуется и бьет в барабан. Красивая картинка, но Трамп на это не пошел, и Дуда выглядел достаточно глупо».

Деловой журнал Bloomberg Businessweek пишет, что Трамп скорее пугает санкциями, чем получает от них эффект. Аналитики издания проанализировали показатели американского Управления по контролю за иностранными активами. Структура следит за тем, соблюдаются ли ограничения. Обычно Управление заводило несколько десятков дел за год и присуждало штрафы на сотни миллионов долларов. В этом году возбуждено всего одно дело. Трампу важнее держать вопрос санкций под своим контролем, отметил преподаватель университета Ратгерса в США Сергей Костяев:

«Конгресс и президент всегда борются за то, кто будет вводить санкции. Например, тот же указ Трампа о возможных санкциях за вмешательство в выборы — это попытка показать Конгрессу публично, что вот, дескать, мы сами активно занимаемся всеми санкциями, и Конгрессу нет никакой нужды вводить санкции с помощью закона. Если санкции ввести законом, там будет прописано, что это закон прямого действия, то отменить их другим законом может только Конгресс. Президент здесь ничего не может сделать. А если санкции введены президентом, то он может их отменить».

Некоторые эксперты допускают, что санкции не соблюдаются и по другой причине — американским чиновникам мешают постоянные кадровые перестановки и сложные дела, на решение которых уходят годы.

Автор: Александра Козлова 

Источник: Коммерсантъ FM, 29.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики