Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" и "Турецкий поток" перезагрузят газовую инфраструктуру Европы

"Северный поток-2" и "Турецкий поток" перезагрузят газовую инфраструктуру Европы

Реализация проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток" неизбежна и в силу общей конъюнктуры, и по причине нежелания Киева модернизировать свою ГТС и вести конструктивные переговоры с партнерами. Так считают опрошенные ФБА "Экономика сегодня" эксперты.

Изменения географии поставок газа в Европу, а также стратегия Евросоюза, цель которой - повышение гибкости рынка, скажутся на работе операторов газопроводов в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Такие выводы делают аналитики рейтингового агентства S&P Global Ratings. 

По их мнению, новые маршруты импорта газа, такие как "Северный поток — 2", "Турецкий поток" и "Южный газовый коридор", изменят традиционные бизнес-модели компаний, которые занимаются добычей и транспортировкой газа в ЦВЕ. В первую очередь это связано с тем, что "Северный поток — 2" и "Турецкий поток" изменят направления поставок - от традиционного маршрута через Украину и, следовательно, от стран Центральной Европы.

"Кредитоспособность компаний, занимающихся транспортировкой газа, скорее всего, окажется под давлением из-за роста конкуренции между маршрутами, увеличения волатильности объемов транзита, постепенного истечения долгосрочных контрактов ship-or-pay (соглашения на транспортировку за фиксированную плату вне зависимости от объема перевезенной продукции) на традиционных маршрутах и ​​высоких потребностей в капитальных расходах", — сообщают в S&P Global Ratings.

Все это ведет к необходимости дополнительных инвестиций в новую инфраструктуру газопроводов в регионе.

Бизнес-вызов

География поставок уже меняется, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов - появились два дополнительных газопровода на территории Германии: Opal, который шел на юг, другой, Neo, на запад, в сторону Голландии. Сейчас начинается строительство продолжения "Северного потока-2" - газопровод, идущий на юг.

"То же самое по "Турецкому потоку". Если сейчас газ поставляется по Румынии и Болгарии, то теперь Турция будет получать часть этого газа напрямую, а то, что нужно Болгарии, другим балканским странам, им придется получать газ из Турции, и под это придется модернизировать газотранспортную инфраструктуру. Это все работа местных операторов, и для них это, да, бизнес-вызов. Больше всех недовольна, понятное дело, Украина, теряющая транзит", - сказал эксперт, отметив также, что недовольна и Словакия, и у нее сократится объем транзита.

Братислава не так громко выражает это свое недовольство, что понятно - вес Словакии в европейском контексте невелик. При этом "Газпром" придумывает схемы, которые могли бы компенсировать потери словаков. Собственно, словаки сами понимают, что все это неизбежно - украинцы не модернизируют свою ГТС, так что проблемы рано или поздно возникли бы. 

Украинская смехотворная риторика

Перенастройка системы в Европе неизбежна, говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

"Это связано с объективными причинами - украинская ГТС старая, никто гарантий того, что она будет нормально работать в долгосрочной перспективе, никто не дает. Эти гарантии предполагалось создать за счет формирования консорциума с участием Украины, России и Германии, но проект не состоялся, так как вкладываться в систему, крайне нестабильную политически, весьма рискованно (имеется ввиду киевский режим)", - говорит Гривач

Кроме модернизации, важно еще уметь конструктивно работать с партнерами. Вся риторика Украины даже сейчас, в ситуации перспективы сокращения транзита, строится не на том, что они готовы работать с партнерами, а на обвинениях - мол, нас лишают денег, которые нам почему-то положены по праву и все это происки врагов. "Разговоры об экономических потоках вообще не идут, а если и идут, то на смехотворном уровне", - отметил эксперт.  

На пользу Европе

В любом случае все новые проекты поставок газа уже реализуются и обсуждаются, говорит Сергей Правосудов: "Много ли вы слышали в публичном пространстве претензий со стороны Братиславы? Словаки реально оценивают ситуацию, и понимают, что те страны, которые заинтересованы в этих проектах, та же Германия, обладают куда большим весом в Европе, чем они". 

Алексей Гривач в принципе не видит проблем с инвестициями в новую инфраструктуру. Это делает систему в Европе более интегрированной. Сам по себе большой реверс газа из Западной Европы в Центральную и Восточную не был бы возможен без "Северного потока", без него этого бы не случилось. А то, что какие-то маршруты становятся менее востребованными - это, заключил эксперт, "жизнь".

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 01.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики