Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Качай или плати: как Украина выдвинула ультиматум по "Северному потоку–2"

Качай или плати: как Украина выдвинула ультиматум по "Северному потоку–2"

Украина придумала ответ на строительство газопровода "Северного потока-2". Baltnews.ee в разговоре с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым, узнал насколько перспективны планы Киева.

Глава украинской компании "Нафтогаз" Юрий Витренко заявил, что Киев потребует от Москвы компенсации за реализацию проекта "Северный поток-2" в размере 12 млрд долларов. По словам Витренко, украинское правительство уже подало соответственный иск в Международный арбитраж.

Другого пути глава украинского "Нафтогаза" не видит. Он говорит, что Украина в случае запуска нового газопровода понесет значительные убытки, так как раньше транзит газа проходил через ее территорию. 

"Перспектив у такого иска нет, действия контракта по транзиту газа Украины и России заканчивается 31 декабря 2019 года, и дальше стороны ничего не должны друг другу. Вопрос исключительно политизирован, Киев пытается привлечь к себе внимание и укрепить позиции в переговорных процессах Европы и России об условиях нового контракта на транзит. Добиться каких-то выплат Украине не удастся. Россия на том же основании могла бы обратиться к европейцам и требовать компенсацию за снижение закупок российского газа в пользу Катара, Норвегии или других стран", – прокомментировал Baltnews.ee ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По словам эксперта, такие требования противоречат законом рынка и торговли.

Сейчас ведутся переговоры по вопросу нового контракта. Юшков отметил, что если даже все обходные газопроводы будут построены, их мощности не хватит, чтобы снять с Украины весь объем транзитного газа.

"Поэтому контракт нужен всем. Россия настаивает на том, чтобы стоимость транзита была на уровне европейской и доля качаемого газа соответствовала спросу. Украинцы же хотят повысить тариф на газ, а также выдвигают условие "качай или плати", то есть вне зависимости от объема оплачивать весь транзит", – пояснил он.

Игорь Юшков считает, что в этом заключается основное противоречие переговорных позиций Москвы и Киева, которое будет разрешать трехсторонняя комиссия. 

Источник: Baltnews.ee, 05.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики