Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Владельцы АЗС требуют отпустить цены на бензин

Владельцы АЗС требуют отпустить цены на бензин

Российский топливный союз направил письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, куратору ТЭК, с просьбой разморозить цены на АЗС.

Представители топливного ретейла опасаются, что, если им не позволят поднять цены на бензин, независимые заправщики разорятся, так как для оптовиков таких же ограничений нет и, соответственно, маржинальность АЗС сокращается до нулевой отметки или даже уходит в минус.

Правительство летом поддержало ретейлеров, снизив акцизы на бензин и дизтопливо, и договорилось с нефтекомпаниями о том, что они временно зафиксируют цены.

Нефтяные компании тогда обязались нарастить поставки топлива на оптовый рынок на 3% по отношению к уровню 2017 года.

Сейчас же ретейлеры снова опасаются, что оптовые цены не позволяют им перепродавать его в розницу безубыточно, потому что правительство решило вновь повысить (с 1 января 2019 года) акцизы на бензин и дизельное топливо в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года.

Во всем виноват Минфин

Главным драйвером роста цен на топливо на АЗС является не абстрактное правительство и не коллективная нефтяная отрасль, а позиция конкретного Министерства финансов РФ, посетовал «Ридусу» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Перед правительством не стоит задача убрать с рынка независимых заправщиков. Там знают, что независимые ретейлеры находятся на грани разорения. Но интересы Минфина, к сожалению, превалируют: ему надо наполнять федеральный бюджет, и это для правительства важнее интересов нашей отрасли,— говорит он.

Против топливной отрасли сегодня работает всё: и курс рубля, и отвязка его курса от мировых нефтяных цен, и постоянный рост акцизов.

Независимые АЗС, как это ни жестоко звучит по отношению к ним, пытаются идти против объективной реальности. Письмо РТС в адрес Козака — это своего рода попытка «независимых» административными методами «отменить наступление зимы», соглашается Аркуша.

Розничный рынок нефтепродуктов на сегодняшний день убыточный. Мы говорим об этом уже несколько лет. Исправить это возможно только нерыночными методами,— признаётся глава РТС.

По его словам, РТС этого не особо стесняется: ведь само правительство не чурается нерыночных методов, таких как заморозка розничных цен на топливо и введение акцизов на бензин.

Но если допустить уход малых заправщиков с рынка, потребителям от этого легче не станет, предупреждает Аркуша.

И летит куда хотит (хочет)

Уход независимых компаний отдаст рынок в монопольное распоряжение крупных игроков. Пока розничный рынок — единственный конкурентный сектор, и если конкуренция исчезнет, ничто не помешает оставшимся игрокам взвинчивать цены до такого уровня, какой они захотят.

Цены на бензин растут и сейчас — розничные продавцы вынуждены подтягивать их к ценам оптовиков. Уже сейчас розничная цена литра бензина на независимых АЗС выше, чем у сетевых компаний: в Москве на рубль-полтора, на Дальнем Востоке на пять рублей,— указывает Аркуша.

Единственный способ снижения цен на заправках — это отказ от приказных методов формирования цен на топливо: отменить акцизы, привязать рубль к нефтяным ценам, а в целом — ограничить влияние Минфина на внутренние дела нефтяной отрасли, делает вывод президент Союза независимых топливных компаний.

По прогнозам аналитиков, мировые цены на нефть до конца года могут взлететь до отметки в 100 долларов за баррель.

Но в связи с тем, что курс рубля «отвязался» от цены на нефть, а бюджетное правило экспроприирует у нефтедобывающих компаний всю выручку выше порога в 40 долларов, дорожающая нефть перестала сказываться на благополучии российских нефтяников по всей цепочке — от скважины до заправочного пистолета на АЗС.

Цены на топливо сейчас уже в два раза выше, чем планировали власти в начале года. Бензин и дизтопливо выросли на 8%, что разрушило планы правительства держать инфляцию не выше 4%.

О людях, живущих под высоким давлением

Давление со стороны нефтяной отрасли уже искажает картину, это давление накапливается и может сильно исказить макроэкономические показатели в будущем, рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Рост мировых цен на нефть естественным образом облегчает наполнение и исполнение бюджета России, это аксиома. Но благостную картину портит фискальное правило, которое искажает линейную зависимость цен на нефть и нефтяных доходов бюджета,— сказал он ранее «Ридусу», комментируя наметившийся в сентябре тренд на рост цены барреля.

Налоговый маневр, который использует правительство в отношении нефтедобывающих компаний до 2024 года, увеличивает налоговую нагрузку на этот сектор. Как пообещал Дмитрий Козак, в 2019 году будут проиндексированы акцизы. Это вынудит нефтяников искать способы повышения доходов, не нарушая закон о налоговом маневре.

Рост налоговой нагрузки рефлекторно заставляет нефтяников повышать отпускные цены на топливо, чтобы компенсировать недополученную прибыль. Включающийся немедленно эффект домино приводит к росту цен сперва на бензин, а затем — со всеми остановками вплоть до конечного ценника на полках магазинов.

С этим полностью согласен и представитель Fuel Service Company, в прошлом — член СД Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев, который еще в мае говорил «Ридусу», что отпускные цены на топливо практически сравнялись с розничными.

Но поднять розничные цены до уровня, который обеспечивал бы им маржу, на которую можно жить, частные автозаправки не могут — потому что над ними висит административный запрет это делать. Следовательно, они вынуждены закупать у оптовиков топливо по минимуму. Сейчас АЗС большую прибыль получают не от продажи бензина, а от сопутствующих услуг — магазинов и кафе, расположенных в придорожных комплексах,— описал он замкнутый круг, в котором оказался рынок топлива в России.
Автор: Игорь Серебряный
 
Источник: Ридус, 05.10.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики