Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия придала Словакии уверенность в ситуации с "Северным потоком-2"

Россия придала Словакии уверенность в ситуации с "Северным потоком-2"

Сегодня министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак на переговорах со своим российским коллегой Сергеем Лавровым заметил, что его страна заинтересована в продолжении транзита российского газа через свою газотранспортную систему. 

«Северный поток-2» не закончит газовый транзит через Словакию

По словам Лайчака, позиция Словакии в этом вопросе предельно ясна – Братислава заинтересована в том, чтобы роль Словакии в качестве транзитного государства по российскому природному газу была продолжена и после реализации «Северного потока-2».

Еще Лайчак упомянул о том, что Словакия настроена отстаивать энергетическую безопасность Евросоюза, что говорит о том, что Братислава может поднять данный вопрос и на очередном соответствующем заседании в Брюсселе, где Еврокомиссия обычно использует данный термин для того, чтобы оказывать политическое давление на российские газотранспортные проекты.

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что «Северный поток-2» не прекратит газовый транзит через территорию Словакии.

«Это попросту невозможно. Во-первых, «Северный поток-2» не сможет полностью перебить украинский транзит по своему объему, а, во-вторых, что более важно, по направлениям, а это значит, что что-то здесь останется и для Словакии», - констатирует Перов

Транзит через Словакию пока остается

По словам Александра Валентиновича, у нас изначально планировалось два альтернативных украинскому транзиту газотранспортных проекта – во-первых, по дну Балтийского моря в лице «Северного потока-1», а затем и «Северного потока-2», а также через Черное море, где вначале реализовывался «Южный поток», который в 2014 году был в спешном порядке переформатирован в «Турецкий поток».

«При этом, на сегодняшний день перспективы «Турецкого потока» пока не ясны – здесь разговор идет о второй нитке, газ с которой пойдет уже не на внутренний рынок Турции, а непосредственно для потребителей из Евросоюза», - резюмирует Перов.

Соответственно, как замечает эксперт, даже после реализации «Северного потока-2» Россия не сможет полностью отказаться от газового транзита через Украину, и вопрос здесь заключается в том, а какие конкретно объемы останутся у данной страны.

Кроме того, нельзя здесь забывать и про то, что не стоит исключать, что газовое потребление в странах Евросоюза существенно вырастет, о чем говорит, как рост европейской экономики, так и постепенный отказ Германии от атомной энергии. Все это в состоянии увеличить объем европейских закупок газа в России и увеличить долю транзита российского газа через территории Украины и Словакии. 

Словакия понесет серьезные потери из-за «Северного потока-2»

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что строительство Россией обходных маршрутов не закрывает транзит российского газа через территорию Украины.

«Что касается Словакии, то данная страна пострадает больше остальных транзитеров в случае снижения транзита российского газа через Украину, когда это произойдет после реализации проекта «Северный поток-2», - заключает Белогорьев.

Это случится по той причине, что «Северный поток-2» неизбежно заберет львиную часть транзита российского газа через такую страну, как Словакия. Это было понятно изначально, поэтому в последние два года дискуссия здесь идет в основном по поводу цифр, какие объемы точно уйдут на «Северный поток-2», а какие все-таки могут остаться у словацкой стороны.

Естественно, словакам это не нравится, поскольку это были гарантированные валютные доходы, которые играли существенную роль в рамках словацкого государственного бюджета, и именно это обстоятельство является причиной последнего заявления Лайчака. 

Россия хочет договориться со Словакией

«В то же время, здесь нельзя забывать про фактор двусторонних отношений России и Словакии. Словакия является близкой к нам страной, с которой у нас всегда было хорошее и взаимовыгодное сотрудничество», - констатирует Белогорьев.

В силу этого, Москва старалась учитывать позицию Словакии на всех этапах обсуждения «Северного потока-2», причем точно такое же уважительное отношение наша страна испытывает и к позиции Венгрии. Соответственно, мы старались минимизировать все убытки словацкой стороны, но все-таки смена направления поставок российского газа сказывается на всем этом сама по себе.

«Для России здесь было важно дать Венгрии и Словакии четкие гарантии получения данными странами российского газа для их внутреннего потребления, а также оставить им какие-то объемы газового транзита», - резюмирует Белогорьев.

По этой причине, Алексей Михайлович не стал бы рассматривать текущие заявления Словакии по «Северному потоку-2», как шаг к какой-то конфронтации, поскольку Москва и Братислава давно согласовали свои позиции по этому вопросу. 

«Естественно, Словакия пытается торговаться с Россией и Германией, как главными участниками «Северного потока-2», но, в то же время, этот коммерческий спор не является свидетельством какой-то напряженности в наших отношениях. И сегодня уже идет речь о том, что транзит нашего газа по словацкому направлению сохранится на уровне 15-20 млрд кубов в год», - заключает Белогорьев.

Это и есть тот компромисс, на который пошли Москва и Братислава.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 09.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики