Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» дергает за все нитки

«Газпром» дергает за все нитки

Монополия ускоренно развивает транспорт газа с Ямала

Как выяснил “Ъ”, «Газпром» может ускоренно продолжить свою самую масштабную стройку последних десятилетий. Монополия планирует очередное расширение газопроводов для поставки газа с Ямала: третью линию Бованенково—Ухта и Ухта—Торжок оценочной стоимостью 900 млрд руб. Эти проекты учтены в плане по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года, который вскоре утвердит правительство. Трубы нужны, чтобы вывести на рынок газ новых месторождений на фоне роста экспорта и возможного нового контракта с Китаем.

«Газпром» уже в ближайшие годы может построить третью очередь газопроводов, по которым идет газ с Ямала, следует из комплексного плана по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года (есть у “Ъ”). Речь идет о третьей нитке Бованенково—Ухта (69 млрд кубометров, 1110 км) и третьей линии Ухта—Торжок (45 млрд кубометров, 973 км). Срок запуска Бованенково—Ухта в плане обозначен как 2023 год. Документ одобрен 24 сентября на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию, выход распоряжения правительства, по данным “Ъ”, ожидается в ближайшее время.

Таким образом, «Газпром» собирается ускоренно развивать северный газотранспортный коридор с Ямала, который начал строить в 2008 году. С тех пор были сданы первые две очереди Бованенково—Ухта (115 млрд кубометров в год, это соответствует проектной мощности добычи на Бованенковском месторождении, на которую оно должно быть выведено к концу года). Также «Газпром» расширил газопроводы до Торжка и завершает строительство второй очереди газопровода Ухта—Торжок на 45 млрд кубометров, откуда газ будет подаваться в газопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2».

В монополии “Ъ” подтвердили, что она «ведет проектные работы для расширения мощностей северного газотранспортного коридора с учетом развития Ямальского центра газодобычи», но «говорить о сроках строительства новых газопроводов пока преждевременно».

Северный коридор — главная и самая дорогая стройка «Газпрома» последних 15 лет. Две очереди Бованенково—Ухта стоили 990 млрд руб. в ценах 2008 года — по оценке “Ъ” на основе отчетности «Газпрома», это не менее 1,3 трлн руб. в фактических ценах. Две линии Ухта—Торжок стоили совокупно 449 млрд руб. в ценах 2010 и 2011 годов соответственно, их общая фактическая стоимость, по оценке “Ъ”, может составить не менее 550 млрд руб. Исходя из прежних затрат, третья очередь газопровода с Ямала может обойтись примерно в 900 млрд руб.

Новые трубопроводные мощности нужны «Газпрому» для поставки дополнительных объемов ямальского газа, прежде всего с Харасавэйского месторождения, запуск которого запланирован на 2023 год с выходом на полку добычи в 32 млрд кубометров в 2026–2027 годах. Кроме того, «Газпром» намерен с 2025 года постепенно вводить в разработку на Бованенково неоком-юрские залежи, что позволит добавить еще 25 млрд кубометров в год к общей добыче месторождения. Ямальский газ необходим, поскольку добыча в традиционном регионе добычи Надым-Пур-Тазе снижается, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ.

На фоне рекордных поставок газа на экспорт и восстановления позиций на внутреннем рынке «Газпром» со своими нынешними добычными мощностями уже не так свободно, как в последние годы, закрывает пиковые потребности потребителей. В этих условиях монополия уже задумывается об активизации закупок газа в Средней Азии. Еще в 2000-х годах «Газпром» приобретал в Туркмении до 80 млрд кубометров газа в год, потом резко снизил объемы закупок и с 2016 года полностью прекратил их. С тех пор монополия приобретает лишь около 4 млрд кубометров газа в год в Узбекистане. Но 9 октября в ходе визита в Туркмению глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил местному агентству TDH, что монополия рассчитывает договориться о возобновлении закупок туркменского газа с 2019 года.

Дополнительным мотивом для «Газпрома» может стать стремление снизить поставки туркменского газа в Китай, чтобы самому подписать контракт на поставки в КНР через Алтай, эти переговоры в последнее время активизировались. Если контракт будет подписан, необходимость «Газпрома» в ямальском газе не только для экспорта в Европу, но и для снабжения Центральной России вырастет, поскольку газ Надым-Пур-Таза частично уйдет на юг в направлении КНР.

В то же время дорогостоящее новое строительство может в очередной раз помешать руководству «Газпрома» выполнить свои обещания перед инвесторами по росту дивидендов. До сих пор в компании говорили, что рост выплат возможен после 2020 года, когда рекордная из-за трат на «Северный поток-2», «Силу Сибири» и «Турецкий поток» инвестпрограмма «Газпрома» должна начать сокращаться.

Автор: Юрий Барсуков 

Источник: Коммерсантъ, 10.10.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики