Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США хотят за $1 млрд пристроить свой СПГ в Европу в пику России

США хотят за $1 млрд пристроить свой СПГ в Европу в пику России

Американские сенаторы Рон Джонсон и Крис Мерфи предложили своей стране выделить Европе с 2019 по 2023 годы 1 млрд долларов для снижения зависимости от российского газа. Согласно информации, размещенной на сайте сенатора Мерфи, "большая часть Европы полагается на энергию России". Россия же использует свое доминирование на европейском рынке, а также коррупцию, взяточничество и пропаганду, чтобы подорвать западные институты и оказать влияние на страны ЕС так, чтобы они не могли противостоять РФ и ее президенту Владимиру Путину, утверждает сенатор. 

Он напомнил, что Америка инвестировала миллиарды в укрепление военной мощи Восточной Европы. "Давайте не будем забывать об опасных последствиях энергетического удушья России", — призвал он. 

Ранее президент США Дональд Трамп заявил, что Германия будет полностью зависеть от энергопоставок из России, если не изменит свой курс. Вашингтон требует от стран ЕС отказаться от участия в проекте "Северный поток-2" и грозят санкциями тем, кто не пойдет на это. После запуска данного трубопровода с учетом уже действующего "Северного потока", через территорию ФРГ будет проходить более 100 млрд кубометров российского газа в год. 

С юга российский газ пойдет в страны Южной и Юго-Восточной Европы через строящийся сейчас газопровод "Турецкий поток". Кроме того, Россия обещает, что не будет полностью отказываться от украинского транзита, если сохранится экономическая выгода. Таким образом, все энергетические риски европейских стран на ближайшие годы будут сняты.

Это не устраивает Соединенные Штаты, которые продвигают Европе собственный СПГ со строительством регазификационных терминалов в Европе. На минувшей неделе Путин констатировал в этой связи, что Трамп борется за интересы своей страны, что вполне объяснимо, однако заокеанский сжиженный газ на европейском рынке дороже трубопроводного из РФ на треть, подчеркнул он. Это экономически необоснованная альтернатива.

КТО СТАНЕТ ПОЛУЧАТЕЛЕМ

Джонсон и Мерфи полагают, что выделенные средства помогут поддержать инвестиции частного сектора США в стратегически важные энергопроекты в Центральной и Восточной Европе с 2019 по 2023 годы. В сочетании с дипломатической и технической поддержкой это поможет "диверсифицировать поставки энергии в Европу и ослабить позиции России в регионе". Законопроект, добавили сенаторы, будет способствовать созданию новых рабочих мест в США. 

Опрошенные "Прайм" эксперты полагают, что выделение заявленной суммы вполне вероятно. "Вопрос о том, предложат ли США денежные средства для инвестирования в европейские энергетические проекты или нет, на наш взгляд, должен учитывать важный фактор, а именно – кто станет потребителем данных средств в Европе?", — рассуждает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович.

Европейские представители продолжают настаивать на том, что отношения с РФ по энергопоставкам носят чисто экономический характер, и зависимости от них нет. Однако уровень взаимной вовлеченности РФ и ЕС в вопросе энергетических поставок чрезвычайно высок – существует многолетняя культура торговых отношений, в которую встроена масштабная как производственная, так и инфраструктурная составляющая. Таким образом, проекты, подобные "Северному потоку-2", останутся для ЕС приоритетными.

Покатович напомнил, что неоднократно высказывалось мнение о том, что избыточное давление США на РФ по вопросу энергопоставок в ЕС в случае реализации такого сценария обрушит энергосистему самой Европы. "По нашим оценкам, реализация данного сценария отразится масштабным негативным эффектом и на топливном рынке США", — добавил он.

ЗА ТРИ КОПЕЙКИ

Кроме того, даже если Евросоюз решится на разворот в сторону США, заявленной суммы ни на что не хватит. "Один только "Северный поток-2" обойдется дороже 10 млрд долларов. На 1 млрд долларов можно построить лишь небольшой интерконнект – газопровод из одной страны в другую. Либо это может быть СПГ-терминал – такая возможность обсуждалась", — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Но таким интерконнектом или терминалом может воспользоваться и Россия. Это право ей дает Третий энергопакет, гарантирующий доступ к европейской энергоструктуре для всех поставщиков и производителей. В этом случае непонятно, как новый объект поможет снизить энергозависимость от РФ.

Кроме того, далеко не факт, что новый терминал поможет сделать более дешевым сжиженный газ, рассуждает эксперт. Сейчас цена на него на европейском рынке намного ниже, чем в Азии, не имеющей трубопроводного газа. Поэтому основной объем СПГ сейчас идет на азиатские рынки, которые своим растущим спросом диктуют ценовую политику. Это, по мнению Юшкова, будет продолжаться и впредь. 

При этом в Европе входящие мощности для сжиженного газа есть – уже сейчас они позволяют принимать до 200 млрд кубометров в год, однако используются лишь на четверть, а в текущем году и того меньше. Причина – все та же экономическая нецелесообразность: трубопроводные поставки из России дешевле. 

"Не исключено, что США попытаются под эти деньги заставить Европу вложиться дополнительно в какую-нибудь инфраструктуру для СПГ. Или, к примеру, построить новый газопровод, например, от хорватского острова Крк в Польшу. Никакие трубопроводные проекты, пусть даже альтернативные российским, Вашингтону не нужны – ведь они обойдутся в десятки миллиардов долларов, но не позволят пристроить СПГ", — заключил Юшков

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 11.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики