Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия найдут место БелАЭС в электрическом кольце БРЭЛЛ

Россия и Белоруссия найдут место БелАЭС в электрическом кольце БРЭЛЛ

В связи с угрозами прибалтийских стран выйти из электроэнергетического кольца БРЭЛЛ поставки электричества с БелАЭС в Калининград остаются под вопросом. Но применение свободной электроэнергии в белорусской и российской энергосистемах в любом случае найдется, уверен преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович

Экспортные возможности БелАЭС

В ходе Форума регионов РФ и Белоруссии президент России Владимир Путин напомнил, что крупнейшим совместным проектом двух стран на сегодняшний день является строительство белорусской АЭС. Ее первый энергоблок ожидает запуска в конце 2019 года, а вся станция будет введена в эксплуатацию в 2020 году.

Среди преимуществ этого проекта Путин выделил улучшение ситуации с электроснабжением внутри страны, а также дополнительные экспортные возможности Минска, что в итоге должно оказать положительное влияние на белорусскую экономику.

«Реальные экспортные возможности БелАЭС оценить непросто по той причине, что у РФ и Белоруссии сохраняются сложные отношения с соседними странами, которые находятся к западу и северу от границ – с Прибалтикой и Польшей. Они также не стараются хоть как-то эти отношения улучшить, поэтому не озвучивают планы закупок этой электроэнергии. Хотя с точки зрения экономики такое решение выглядит вполне рационально, учитывая тот факт, что в Польше значительная часть энергии вырабатывается из угля.

При этом у нас Польшей растет товарооборот, и страна продолжает закупать энергоносители – газ и уголь. Ситуация может измениться в будущем, но пока Польша не торопится соглашаться. То же самое касается Прибалтики – в Литве вообще наблюдается полноценная истерика, объясняемая рисками использования атомной станции для выработки электроэнергии.

Сама Литва ранее вынуждена была закрыть Игналинскую АЭС под давлением ЕС и поэтому зависит от других источников энергии, но в то же время не торопится подписывать какое-либо соглашение с Белоруссией. Более того, прибалтийские страны угрожают выходом из кольца БРЭЛЛ, что оставляет под вопросом поставки электричества с БелАЭС в Калининград», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Упреки ПАСЕ в адрес БелАЭС

Напомним, что БРЭЛЛ представляет собой электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы, позволяющее использовать синхронный режим работы энергетических систем. В рамках БРЭЛЛ установлены общие принципы организации совместной работы, обмен электроэнергией и прописана поддержка друг друга резервами в случае аварийных ситуаций. Казалось бы, все участники кольца могут извлечь свою пользу от объединения энергетических систем, но в последние годы геополитическая реальность вносит и сюда свои коррективы.

Больше всего негодования у Литвы вызывает как раз работа БелАЭС. Во многом именно с подачи Вильнюса накануне Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала Минск не лицензировать строящуюся БелАЭС до тех пор, пока не будут реализованы международные требования ядерной безопасности. Но эксперты называют упреки ПАСЕ в области безопасности политизированными и необоснованными.  

«Во-первых, противники БелАЭС вряд ли чего-то смогут добиться через ПАСЕ. Все-таки это орган совещательного характера, поэтому никаких обязательных решений он принять не может. В ПАСЕ могут привлечь общественное внимание, но этого недостаточно. Во-вторых, с точки зрения международного регулирования вопросами безопасности в атомной энергетике занимается другая структура.

Речь идет о Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), но с ним все вопросы  давно согласованы, иначе проект БелАЭС не мог бы реализоваться в принципе. МАГАТЭ в меньшей степени подвержена политическим вопросам, и представляет собой скорее профессиональную структуру», - объясняет Станислав Митрахович.

Что касается БелАЭС, то эксперт выделяет следующие очевидные выгоды – технологический проект для России, заработок для Росатома, а также увеличение количества свободной электроэнергии в белоруской и российских системах. Но есть и некоторые минусы, связанные с нерешенными на данный момент вопросами экспорта электроэнергии и отказом Белоруссии от российского газа в пользу электроэнергии с АЭС.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 12.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики