Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава комитета Европарламента: «Северный поток-2» запустят на год позже

Глава комитета Европарламента: «Северный поток-2» запустят на год позже

Запуск «Северного потока-2» будет отложен на год — на конец 2020 года. Об этом сообщил экс-премьер-министр Польши и глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек. Свое заявление он сделал, выступая на III Международной конференции по энергетике, окружающей среде и сельскому хозяйству, сообщает польское издание Biznes Alert.

— Кажется, что запуск газопровода уже откладывается на несколько месяцев. По точному анализу, который я недавно читал, он будет отложен на год и запуск в коммерческое использование произойдет в конце 2020 года", — сказал Ежи Бузек. Польский экс-премьер-министр не стал уточнять, на чем основывается его заключение, однако в своем выступлении он говорил об изменениях в Газовую директиву ЕС, которые до сих пор не приняли. Год назад Брюссель предложил распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. В случае принятия изменений поставщик газа, например, не сможет являться оператором газопровода, что сразу делает предлагаемые изменения угрозой для «Северного потока-2», так как сегодня «Газпром» является единоличным владельцем Nord Stream 2 AG, которая осуществляет проект. Кроме того, под независимых операторов в балтийском газопроводе должны быть забронированы 50% мощностей. А это значит, что «Северный поток-2» будет наполовину пустой и это прямой намек партнерам «Газпрома», что себестоимость вырастет прокачки газа и «Северный поток-2» не будет прибыльным.

Сам же Ежи Бузек говорил о том, что, кроме новых газопроводов, под измененную Газовую директиву попадут и уже действующие газопроводы и уже вложенные инвестиции в осуществляемые проекты. Правда, на более мягких условиях.

Примечательно, что экс-премьер-министр Польши при этом подтвердил, что продвижение изменений в Газовую директиву идет тяжело. Он сообщил, что согласование застопорилось в Совете Евросоюза — на правительственном уровне. Biznes Alert отмечает, что прохождение документа и передача его в Европарламент замедлилось после того, как руководство органом перешло к Австрии, чья компания OMV является партнером «Газпрома» по «Северному потоку-2». Раньше вопрос не педалировала Болгария, которая до Австрии президентствовала в Совете Евросюза.

«Президентство Румынии в Совете Евросоюза позволит начать переговоры (с Европарламентом) только в январе. А в марте мы уже прекращаем нашу деятельность в Европейском парламенте. Боюсь, можем не успеть», — заявил Ежи Бузек.

Польское издание Biznes Alert отмечает, что на сроки ввода в строй «Северного потока-2» может повлиять и выдача Данией разрешения на строительство в ее экономической зоне Балтийского моря. Ранее Копенгаген так и не отреагировал на заявку Nord Stream 2AG на укладку газопровода в ее территориальных водах и компания-оператор подала новую заявку уже на альтернативный маршрут — в экономической зоне. В этом случае Дания едва ли сможет отказать, так как поводом может быть только экологическая причина, и, например, Швеция, несмотря на нежелание властей, вынуждена была согласовать «Северный поток-2» в своей экономической зоне Балтийского моря. Польское деловое издание замечает, что Дания может затянуть строительство балтийского газопровода, так как может рассматривать заявку до 12 месяцев.

Nord Stream 2 AG и «Газпром» не ответили на момент подготовки материала на запрос EADaily.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что пока речь идет о польских «хотелках», а не о реальных сроках переноса запуска «Северного потока-2». «Работы по проекту ведутся по плану. Одну нитку точно запустят в 2019-м», — говорит эксперт. По его словам, Дания должна выдать разрешение, если не в территориальных водах, так в исключительной экономической зоне. «Это не задерживает проект. Датский участок можно уложить за два месяца», — считает замдиректора ФНЭБ.

«Что касается директивы, то они и пытаются успеть ввести ее в действие до запуска проекта, чтобы притормозить строительство, — добавляет Алексей Гривач. — Пока у них не получается».

Как сообщают «Ведомости», канцлер Австрии Себастьян Курц, занимающий сейчас пост председателя Совета Евросоюза, не согласился с предложением Еврокомиссии ускорить рассмотрение поправок в Газовую директиву. На разъяснения ЕК с рекомендацией законодателям «приступить к принятию решения по предлагаемым поправкам» Себастьян Курц ответил письмом, в котором указал целый ряд спорных вопросов и то, что дискуссию нельзя считать окончательной.

«У нас есть собственные интересы, при этом Европейский союз с полной ответственностью подходит к этому вопросу. Хотел бы вас уверить, что европейские государства, которые задействованы в этом проекте, они поддерживают его. Конечно, есть еще некоторые правовые вопросы, которые нужно прояснить», — заявил канцлер Австрии до этого — на пресс-конференции 3 октября по итогам переговоров с президентом России.

Сегодня укладка двух ниток газопровода «Северный поток-2» ведется в Германии и Финляндии. Разрешение на укладку в своей экономической зоне в Балтийском море не выдала только Дания.

Если Германия и Австрия поддерживают проект балтийского газопровода, то Польша, США и Украина — главные противники «Северного потока-2», который позволит доставлять ежегодно 55 млрд кубометров российского газа в Европу в обход Украины. Мотивы у каждой из стран свои. США лоббируют поставки собственного СПГ в Европу, Польша боится более сильной конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке страны, Украина же потеряет от снижения транзита более $ 2 млрд в год.

Источник: EADaily, 15.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики