Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Общественные слушания по "Северному потоку-2" доведут Данию до европейского суда

Общественные слушания по "Северному потоку-2" доведут Данию до европейского суда

Запланированные Данией общественные слушания по "Северному потоку-2" – это продолжение попыток ставить проекту палки в колеса в угоду США. ‍Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

"Поведение Дании по выдаче разрешения на прокладку труб "Северного потока-2" изначально было если не ожидаемо, то вполне прогнозируемо. Копенгаген с первых дней не скрывал, что отрицательно относится к проекту, и здесь удачно для датских властей удалось свести два фактора. В этом королевстве достаточно трепетно относятся к экологии и природоохране, и появилась возможность эту особенность наложить на политику.

А именно – на попытки США заблокировать строительство "Северного потока-2". У Копенгагена был повод заявить, что по крайней мере часть общественности против прокладки газопровода, и он не преминул им воспользоваться. Дания упорно старается ставить палки в колеса проекту и, скорее всего, пойдет в этом до конца. Хотя бы для того, чтобы не потерять лицо – если сейчас Копенгаген внезапно выдаст разрешение на прокладку труб, встанет вопрос – для чего нужно было затягивать такое решение изначально? И, конечно, никуда не делся фактор США и их попытки помешать строительству руками европейских союзников", - отмечает эксперт.

Датское энергетическое агентство объявило, что проведет общественные слушания по экологической оценке маршрута газопровода "Северный поток-2" на острове Борнхольм 14 ноября. Ведомство опубликовало отчет об оценке воздействия на окружающую среду для датского участка газопровода, который основан на детальных экологических исследованиях трассы газопровода. Общественность королевства, власти и организации могут дать свои комментарии или задать вопросы по отчету до 12 декабря.

"В Европе довольно серьезно влияние сил, которые заинтересованы в строительстве "Северного потока-2", и таких сил немало. Они, естественно, уже реагируют на вызовы Дании и обязательно подключатся к тому, что затевает Копенгаген. Будет проводится работа в пиар-сфере, чтобы доказать: прокладка газопровода не несет угроз ни экологии, ни энергетической безопасности Европы. Безусловно, в этот процесс включится и российский "Газпром", заинтересованный в улаживании конфликта.

Нужно еще смотреть и на юридические нюансы - по Конвенции ООН по морскому праву 1982 года газопровод считается транспортным средством и страна не имеет права препятствовать прохождению трубы в ее экономической зоне. Так что технически Nord Stream 2 может и не спрашивать разрешения Дании. Именно поэтому "Газпром" разрабатывал альтернативный маршрут прокладки труб в обход территориальных вод Дании по ее экономической зоне в акватории", - подчеркивает специалист.

Ответ дать придется

Nord Stream 2 подал заявку на маршрут газопровода в Дании в исключительной экономической зоне к северо-западу от Борнхольма в августе - это альтернативный маршрут, который не проходит через территориальные воды королевства. Это не отменяет заявку, поданную в апреле 2017 года. Nord Stream 2 считает, что первый документ предусматривает оптимальный маршрут газопровода в датских водах, который остается предпочтительным. При этом укладка газопровода началась в июле – вероятно, к весне они подойдут к зоне влияния Дании. 

Копенгаген 1 января 2018 года принял поправку к закону о континентальном шельфе, дающую МИД королевства право рекомендовать, чтобы заявка на газопроводы, проходящие через территориальные воды, рассматривалась или не рассматривалась энергетическим агентством страны. До сих пор ни положительного, ни отрицательного ответа на обе заявки по маршруту строительства газопровода Дания не дала, чем нарушила временные регламенты Евросоюза для ответов на подобные запросы. Интересно, что Швеция также изначально была против "Северного потока-2", но дала положительное заключения, чтобы не нарушать законов ЕС.

" Едва ли в ближайшее время поведение Копенгагена изменится, но это, на мой взгляд, не важно. Этот "датский фактор" в принципе не может заблокировать проект строительства – "Северный поток-2" так или иначе будет проложен и запущен в работу. Попытки Дании вставить этому процессу палки в колеса неприятны, но не особо существенны. Масштабный проект запущен и будет реализовываться – сторонников и влияния хватит, чтобы довести дело до логического завершения.

Без сомнения, Копенгаген нарушил европейское законодательство, и вполне может быть привлечен за это к ответу в европейских судах. Все указывает на то, что датские власти любыми путями пытаются приостановить строительство, используя надуманные предлоги. У российской стороны есть возможность обратиться в суд и все шансы этот процесс выиграть. Но и здесь есть нюансы.

Разбирательства в судах, тем более международных – дело, как правило, затяжное. Иной раз рассмотрение исков ведется годами, что в данном случае только сыграет на руку Дании, США и другим противникам проекта. Это не значит, что в суд не нужно обращаться. Однако параллельно все же нужно пытаться решить проблему и внесудебными способами", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 17.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики