Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украина добилась от РФ разрешения на сокращение закупок газа

Украина добилась от РФ разрешения на сокращение закупок газа

На переговорах главы Владимира Путина с украинским премьером Юлией Тимошенко российской стороной было принято вроде бы однозначное решение — отказаться на кризисный период от требований к «Нафтогазу» исполнять условие «бери или плати», содержащееся в газовом контракте от января 2009 года. До сих пор уверенности, что российская сторона не предъявит исков, не было.

Теоретически опасность предъявления исков существует до сих пор, ведь формальный отказ от претензий письменно не зафиксирован. Тем более сохраняются риски в связи с планами Украины в 2010 году ещё больше снизить уровень закупок газа — с 52 млрд кубов до примерно 25. В любом случае совершенно непонятно, зачем «Газпрому» официально (письменно) соглашаться на предложения Тимошенко по уменьшению закупок газа. Российский концерн в таком случае потеряет и деньги, и возможность держать украинскую сторону «на крючке», имея в виду возможность в любой момент обраться в международный арбитраж по факту неисполнения «Нафтогазом» принципа «бери или плати». Остается вопросом также, зачем самим российским властям идти на уступки Киеву, если только в реальности стратегической целью Москвы уже не является получение контроля над ГТС Украины (получению данного контроля, с точки зрения ряда московских политиков и менеджеров «Газпрома», как раз и способствуют нынешние финансовые сложности «Нафтогаза»).

Возможно, в данном случае наиболее правдоподобным объяснением поведения российской стороны остается некоторая надежда на приоритетное сотрудничество Путина лично с Тимошенко на фоне практически полного прекращения отношений между Москвой и Ющенко. «Оранжевая принцесса» осознает эту реальность и просто рассчитывает на благосклонность Путина лично к ней, а также использует латентную неприязнь РФ к прозападному кандидату на предстоящих украинских выборах Арсению Яценюку. Однако последний сейчас не в лучшем предвыборной форме, а лидером гонки является Виктор Янукович. Если Москвы решит в очередной раз сделать ставку на Януковича, то «медовый месяц» отношений с Тимошенко может закончиться, а желание требовать исполнения правила «бери или плати» по газу — напротив, вернуться.

Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики