Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост цен на бензин рискует перекинуться на новый год

Рост цен на бензин рискует перекинуться на новый год

Почему независимые АЗС обеспокоены ситуацией на рынке

Цены на бензин с января ждет новый рост: они будут даже выше, чем в мае. К такому выводу пришли в союзе, объединяющем независимые АЗС. Причина в том, что нефтеперерабатывающие заводы недозагружены. Некоторые из них работают всего на 20% мощности, потому что производителям выгоднее пускать сырую нефть на экспорт. В итоге на рынке дефицит бензина, утверждают в организации. Действительно ли на рынке создается искусственный дефицит? И сколько в итоге будет стоить литр 95-го? Об этом — Иван Якунин.

Несколько месяцев назад владельцы независимых АЗС говорили, что бизнес на грани банкротства. Теперь они идут в контратаку. Заводы могли бы производить на 3 млн тонн бензина больше каждый месяц, но не делают этого, и оптовые цены ползут вверх. В итоге и государство недополучает 100 млрд руб. в год, и «бензингейта» не избежать, заявил «Коммерсантъ FM» глава аналитического центра НТС Григорий Баженов: «В достаточно критических условиях для отрасли эти объемы были бы крайне полезны рынку. Их поставка на оптовую биржу способствовала бы снижению этой острой ситуации, и диспаритет между оптовыми и розничными ценами, конечно, снижался бы».

Заявление о 100 млрд руб. — явно попытка привлечь внимание властей. Неслучайно доклад направили вице-премьеру Дмитрию Козаку. Но главный пафос документа в том, чтобы дать понять — независимые игроки не справляются с ситуацией, когда баррель нефти стоит $80. Вскоре они будут вынуждены уйти с рынка, утверждает гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз. А ведь они составляют 60% рынка, напоминает эксперт: «Что касается дизельного топлива, то речь идет об убытке порядка в 2 руб. на литр. Очень много регионов, где нефтяные компании вообще не представлены. В этих местах, конечно, будет довольно-таки грустно, когда независимые игроки уйдут».

С другой стороны, сетевые АЗС были вынуждены заморозить цены по соглашению с правительством, и экспорт — одна из немногих возможностей оставаться на плаву. Но о своих обязательствах по нефтепереработке никто не забыл, заявил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев: «Свои заводы мы все равно загружаем.

К тому же, мы еще и несем социальную ответственность, нам никто не позволит оставлять регионы без топлива.

Есть некоторые компании, которые максимизируют экспорт, не будем показывать пальцем. Есть компании, у которых просто мало переработки. Например, у "Сургутнефтегаза" один завод».

В любом случае, виноват не один только дефицит. Если в этом году Минэкономразвития еще обещает обойтись без скачка цен, то с 1 января 2019 года акцизы на топливо повысят в полтора раза. К тому же, НДС поднимут на два процентных пункта. Сейчас цены кое-как удается удержать, но любой удар может привести к краху, утверждает Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности: «Компенсационные механизмы пока еще не могут себя реализовать, и демпирующая составляющая меняется. Вроде как нефтяники получат компенсаций больше. Но, с другой стороны, компенсации будут идти за счет роста НДПИ, то есть получается просто перекладывание средств. И в итоге какое сальдо этой процедуры? Здесь много вопросов».

В Торгово-промышленной палате прогнозировали, что в следующем году цены могут вырасти на 15%. Возможно, это будет плавный переход. Но опыт этого лета показал: водителям придется готовиться к недоливам и некачественному бензину. И даже купив 95-й условно по 49 руб. за литр, полбака могут быть наполнены дешевым 80-м.

Идею повысить предложение на оптовом рынке поддержали в Минэнерго. Сейчас, по нормативу, нефтяные компании должны поставлять на биржу 10% топлива. Ведомство предлагает поднять эту планку до 15%. 

Автор: Иван Якунин

сточник: Коммерсантъ FM, 23.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики