Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт о ценах на бензин: "Дубинка" у государства есть, и оно уже достало ее

Эксперт о ценах на бензин: "Дубинка" у государства есть, и оно уже достало ее

Директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов – о росте цен на бензин в России осенью:

– Цены на бензин, как отмечает Росстат, снова начали расти. Это неудивительно: в России существуют все предпосылки, чтобы бензин дорожал и дальше. Во-первых, нефтяные цены остаются высокими. Во-вторых, у нас высокими остаются налоги. При этом они еще и увеличатся – с 1 января 2019-го, как известно, будет происходить ускорение завершения налогового маневра. Можно отделить ситуацию 2018 года от ситуации 2019-го. Но обе они достаточно печальные.

В нынешней главный фактор – рост мировых цен на нефть. У нефтяных компаний есть альтернатива в виде поставок за рубеж. Поэтому самое модное слово в нефтяной индустрии в 2018-м – netback (разница цены экспорта и внутренних поставок). Если нефтяной компании выгоднее поставлять нефть и нефтепродукты за рубеж (а там нет проблем со сбытом), конечно, она примет решение в пользу экспорта, ограничивая поставки на внутренний рынок. Тут математика предельно простая. 

А цена на нефть в этом году выросла очень сильно, и поставлять на экспорт действительно очень выгодно. Но отказаться полностью от внутренних поставок нефтяники не могут и, чтобы хоть как-то компенсировать потери, повышают цены. Тем более что особой конкуренции на этом рынке нет.

Ситуация 2019-го несколько иная. Можно сказать, что налоговые решения правительства программируют рост цен на бензин. С 1 января, как я уже сказал, заработает ускорение завершения налогового маневра. Это означает, что экспортная пошлина будет сокращаться. Но будет расти НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), то есть налоги на добываемую нефть увеличатся. Таким образом, налогообложение отрасли в целом усилится. А главной жертвой в сегменте вертикальной интеграции окажется переработка.

Обещают, что из-за налогового маневра цены не вырастут. Это не совсем так. Дело ведь не в маневре. Под стонами нефтяных компаний Минфин подсластил пилюлю и согласился на такую схему: в ситуации, когда нетбэки серьезно меняются в пользу экспорта, государство (при определенных условиях) компенсирует переработчикам часть их недополученной прибыли. Речь идет о том, чтобы стимулировать нефтяников сохранять определенный уровень поставок на внутренний рынок.

Но эта выплата составит порядка 200–300 млрд руб., при этом за счет ускорения налогового маневра государство заберет больше. В общем, в ситуации, когда государство считает бензин источником дохода и держит высокие налоги, дешевым он не будет никогда. Какую бы модель ни вводили.

И все же я бы не стал ожидать сверхсерьезного роста цен: в крайнем случае государство просто применит репрессии. Скажем, введет запрет на экспорт топлива за рубеж. Или введет обязательства продавать определенный объем бензина на внутреннем рынке. Подобные идеи сейчас постоянно возникают. Это не рыночные меры, но такая «дубинка» у государства есть. И оно уже достало ее и положило на стол... 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2018 под заголовком «Бензин дешевым никогда не будет». 

Источник: Собеседник, 23.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики