Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт о ценах на бензин: "Дубинка" у государства есть, и оно уже достало ее

Эксперт о ценах на бензин: "Дубинка" у государства есть, и оно уже достало ее

Директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов – о росте цен на бензин в России осенью:

– Цены на бензин, как отмечает Росстат, снова начали расти. Это неудивительно: в России существуют все предпосылки, чтобы бензин дорожал и дальше. Во-первых, нефтяные цены остаются высокими. Во-вторых, у нас высокими остаются налоги. При этом они еще и увеличатся – с 1 января 2019-го, как известно, будет происходить ускорение завершения налогового маневра. Можно отделить ситуацию 2018 года от ситуации 2019-го. Но обе они достаточно печальные.

В нынешней главный фактор – рост мировых цен на нефть. У нефтяных компаний есть альтернатива в виде поставок за рубеж. Поэтому самое модное слово в нефтяной индустрии в 2018-м – netback (разница цены экспорта и внутренних поставок). Если нефтяной компании выгоднее поставлять нефть и нефтепродукты за рубеж (а там нет проблем со сбытом), конечно, она примет решение в пользу экспорта, ограничивая поставки на внутренний рынок. Тут математика предельно простая. 

А цена на нефть в этом году выросла очень сильно, и поставлять на экспорт действительно очень выгодно. Но отказаться полностью от внутренних поставок нефтяники не могут и, чтобы хоть как-то компенсировать потери, повышают цены. Тем более что особой конкуренции на этом рынке нет.

Ситуация 2019-го несколько иная. Можно сказать, что налоговые решения правительства программируют рост цен на бензин. С 1 января, как я уже сказал, заработает ускорение завершения налогового маневра. Это означает, что экспортная пошлина будет сокращаться. Но будет расти НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), то есть налоги на добываемую нефть увеличатся. Таким образом, налогообложение отрасли в целом усилится. А главной жертвой в сегменте вертикальной интеграции окажется переработка.

Обещают, что из-за налогового маневра цены не вырастут. Это не совсем так. Дело ведь не в маневре. Под стонами нефтяных компаний Минфин подсластил пилюлю и согласился на такую схему: в ситуации, когда нетбэки серьезно меняются в пользу экспорта, государство (при определенных условиях) компенсирует переработчикам часть их недополученной прибыли. Речь идет о том, чтобы стимулировать нефтяников сохранять определенный уровень поставок на внутренний рынок.

Но эта выплата составит порядка 200–300 млрд руб., при этом за счет ускорения налогового маневра государство заберет больше. В общем, в ситуации, когда государство считает бензин источником дохода и держит высокие налоги, дешевым он не будет никогда. Какую бы модель ни вводили.

И все же я бы не стал ожидать сверхсерьезного роста цен: в крайнем случае государство просто применит репрессии. Скажем, введет запрет на экспорт топлива за рубеж. Или введет обязательства продавать определенный объем бензина на внутреннем рынке. Подобные идеи сейчас постоянно возникают. Это не рыночные меры, но такая «дубинка» у государства есть. И оно уже достало ее и положило на стол... 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2018 под заголовком «Бензин дешевым никогда не будет». 

Источник: Собеседник, 23.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики