Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разделение "Нафтогаза" подтолкнет Европу к транзитным проектам "Газпрома"

Разделение "Нафтогаза" подтолкнет Европу к транзитным проектам "Газпрома"

Разделение "Нафтогаза" никак не скажется на отношениях с "Газпромом", это внутренние процессы в Киеве, вызванные конфликтом интересов. Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Станислав Митрахович.

Украинская компания "Нафтогаз" должна быть разделена на две структуры. Об этом заявил премьер-министр страны Владимир Гройсман. 

"В любом случае разъединение "Нафтогаза" неизбежно: это предусматривает европейское законодательство — добыча газа с одной стороны, а транспортировки и хранения — с другой", - сказал глава правительства, отметив, что речь идет о требованиях Третьего энергетического пакета — правил, определяющих вопросы энергетики на территории ЕС.

Расформирование "Нафтогаза" произойдет после того, как компания получит $2,6 млрд от "Газпрома", которые в феврале ей присудил Стокгольмский арбитраж. Гройсман указал, что для начала процесса реорганизации независимый наблюдательный совет должен предложить "успешную модель".

Напомним, что в декабре прошлого года и в феврале 2018-го Арбитражный суд Стокгольма вынес два вердикта по спору "Газпрома" с "Нафтогазом", связанному с условиями транзита и поставок топлива.

Арбитраж постановил, что "Нафтогаз" должен выплатить "Газпрому" $2,019 млрд, а тот, в свою очередь, — $4,64 млрд. За вычетом долга Украины российская компания должна украинской $2,56 млрд. "Газпром" сначала оспорил решение по транзиту в апелляционном суде, а затем потребовал его отмены.

Конфликт интересов

Мотивами заявления Гройсмана является его конфронтация с руководством "Нафтогаза" и непосредственно с руководителями компании Коболевым и Витренко, которые завязаны на американское посольство в Киеве, объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Гройсман с удовольствием бы уволил команду Коболева, но проблема в том, что украинское правительство в свое время приняло такой устав "Нафтогаза", по которому почти все полномочия по управлению переданы наблюдательному совету. В этот совет входят люди, которые с Коболевым в хороших отношениях, и, соответственно, совет, заседающий в Лондоне, Гройсману неподвластен. Гройсман, чтобы убрать Коболева, регулярно заявляет, что "Нафтогаз" не нужен. Но у Коболева есть контраргумент  - мол, у нас конфликт с "Газпромом", и пока все споры не завершены, мы реформироваться не можем. На деле же реорганизация вполне возможна, так что все эти разговоры об условиях реорганизации с Россией никак не связаны, это следствие внутриукраинских разборок", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Репутация хромает

"Газпром" в публичном и юридическом пространстве апеллирует к тому, что украинская газовая сфера не очень надежна. Внутри этой системы много всяких нюансов, конфликтов, и в целом она действительно производит впечатление не очень слаженной.

"Нам важно наблюдать за всеми этими разборками, так как они являются индикатором того, что качественно никакого прогресса на Украине в системе управления не происходит, идет, скорей, ее износ. Нам нужно смотреть и объяснять нашим европейским партнерам, что с этими ребятами иметь дело как с долгосрочными партнерами сложно, поэтому давайте строить обходные газопроводы, и транзит через Украину если не прекращать, то сокращать", - сказал Станислав Митрахович.  

Будущее транзита

Будет ли "Газпром" продолжать транзит газа через Украину, зависит от того, как будет развиваться ситуация в этой сфере в Киеве.

Если в ходе этой борьбы Киев не будет инвестировать в модернизацию изношенной системы, у России появятся дополнительные аргументы для Евросоюза в пользу того, что нужно строить новые газопроводы. "А также доказательство того, что наше прекращение транзита в следующем году оправдано", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 29.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики