Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Тришкин кафтан»: Эксперт о топливной политике кабмина

«Тришкин кафтан»: Эксперт о топливной политике кабмина

Начиная с сентября потребители бензина отмечают значительный рост цен на заправках. По словам экспертов, львиную долю в стоимости топлива составляют налоги и сборы, которые регулярно повышает государство. С 1 января 2019 года налоговая доля в цене бензина вновь повысится.

Оптовые цены на бензин только в сентябре поднялись на 10%. Это официальные данные Росстата. Всего же с начала 2018 года цены производителей топлива выросли более чем на четверть. В рознице бензин пока почти не дорожает. Это связано с тем, что крупные компании искусственно сдерживают цены. Но нефтяники предупредили правительство, что вечно это продолжаться не может.

Тем временем чиновники предложили новый механизм, чтобы удержать цены на нынешнем уровне, - лицензирование экспорта, то есть его ограничение. Сейчас экспортировать топливо имеют право все. В том числе трейдеры или, как выразились в Минфине, перекупщики. Они закупают бензин на НПЗ и вывозят его для продажи за границу.

Цены на нефть высокие, за рубежом к ним привязаны цены на бензин. Рубль, несмотря на дорогую нефть, дешевый. Бочка Brent в рублях сейчас стоит около 5 тысяч. В результате трейдеры отлично зарабатывают. Именно они и толкают внутренние цены вверх, считают в кабмине. Чиновники при этом почему-то забывают про структуру внутренней цены на бензин в России, которая на 2/3 состоит из налогов и иных поборов. 

Может ли произойти лицензирование или это лишь угрозы со стороны правительства, Царьграду рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович:

«Речь идет о том, чтобы, так или иначе, ограничить экспорт. Либо через финансовые механизмы, либо через административные. Если вы, например, не отправляете достаточное количество нефтепродуктов на внутренний рынок, тогда у вас будут ограничены экспортные возможности. Но, разумеется, компаниям это очень не нравится. По той простой причине, что у нас же все-таки рыночная экономика, как считают компании, поэтому нам надо экспортировать товар, куда нам удобно».

Получается, наши компании считают, что у нас рыночная экономика, а правительство уже давно так не считает. Правительство считает: если нужно, мы можем ограничить ваши экспортные возможности. Они сейчас действительно очень комфортные - цена на нефть высокая, а девальвация рубля делает экспорт более чем выгодным, потому что у них внутренние расходы в рубле, а доходы, соответственно, в долларе. Перепродаем доллары в рубли, получаем очень много рублей.

Конечно, можно сказать, что санкции во многом этому поспособствовали - сделали рубль дешевым и помогли компаниям таким образом зарабатывать. Компании даже как бы в шутку говорят: спасибо сторонникам санкционной политики в Америке, что они сделали наши доходы очень высокими. Кстати, для правительства это как раз способ обосновывать свою жесткую риторику в отношении компаний: вы же заработали много денег на том, что нефть дорогая, а рубль дешевый, нужно делиться с родным правительством. Либо делиться с населением за счет удержания низких цен на топливо.

 

Но компании этого совершенно не хотят, ссылаясь на то, что это как бы антирыночная логика. Даже на Украине 95-й бензин уже стоит 1 евро. В Болгарии, Турции - примерно 1,15-1,2 доллара. А в России где-то 0,7 доллара в пересчете. Для них это плохо, они хотят экспортировать. И дальше такого рода перекидывание мячика друг другу продолжается. Пока не дошло до взрыва, но есть ощущение, что котел уже перегрет и скоро начнут искать виноватых. Когда все-таки выяснится, что цены на заправках поползут вверх.

С большой долей вероятности чиновники попытаются это спихнуть на нефтяные компании. При этом сами они не выполняют своих обещаний. В свое время они сказали: либо транспортный налог, либо акцизы. В итоге - и то и другое. Две трети в розничной цене топлива составляет фискальная нагрузка (налоги, акцизы, поборы и так далее). Получается некая игра – кто кого первым дураком назовет.

«Да, отчасти это такой «тришкин кафтан», когда нам говорят, что сначала нужно с компаний побольше денег собрать, а потом говорится, что мы вам дадим компенсацию. Но компенсацию неполную, - отметил господин Митрахович. - Если у вас не хватает ткани на рукав, вы отшиваете рукав и пришиваете его к другому месту, и у вас получается, вроде как одну проблему решили, а другую себе создали». 

Эксперт добавил, что дальше уже идет торг на тему увеличения компенсации. «И компенсации добились, что их увеличили с 2019 года, но все равно недостаточно. Давайте больше. А правительство говорит: нет, больше не дадим. И акцизы тоже понижать не будем, с Нового года, наоборот, будем повышать. Причем в полтора раза. То есть если сейчас у нас уже котел перегрет, и пошло движение, на заправках независимых чуть-чуть стало расти, и они говорят, что котел перегрет, - то что будет через два месяца? А через два месяца мы будем двигаться в сторону цен на бензин примерно к уровню наших соседей в районе Турции и тому подобное», - резюмировал господин Митрахович.

Резкий скачок цен на топливо с большой долей вероятности повлечет за собой обострение социального напряжения. Особенно на фоне повышения пенсионного возраста и НДС. Похоже, поиск виноватых нужно начинать в правительстве, кому-то придется задуматься и принять ответственные решения. 

Автор: Юрий Пронько

Источник: Царьград, 30.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики