Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Тришкин кафтан»: Эксперт о топливной политике кабмина

«Тришкин кафтан»: Эксперт о топливной политике кабмина

Начиная с сентября потребители бензина отмечают значительный рост цен на заправках. По словам экспертов, львиную долю в стоимости топлива составляют налоги и сборы, которые регулярно повышает государство. С 1 января 2019 года налоговая доля в цене бензина вновь повысится.

Оптовые цены на бензин только в сентябре поднялись на 10%. Это официальные данные Росстата. Всего же с начала 2018 года цены производителей топлива выросли более чем на четверть. В рознице бензин пока почти не дорожает. Это связано с тем, что крупные компании искусственно сдерживают цены. Но нефтяники предупредили правительство, что вечно это продолжаться не может.

Тем временем чиновники предложили новый механизм, чтобы удержать цены на нынешнем уровне, - лицензирование экспорта, то есть его ограничение. Сейчас экспортировать топливо имеют право все. В том числе трейдеры или, как выразились в Минфине, перекупщики. Они закупают бензин на НПЗ и вывозят его для продажи за границу.

Цены на нефть высокие, за рубежом к ним привязаны цены на бензин. Рубль, несмотря на дорогую нефть, дешевый. Бочка Brent в рублях сейчас стоит около 5 тысяч. В результате трейдеры отлично зарабатывают. Именно они и толкают внутренние цены вверх, считают в кабмине. Чиновники при этом почему-то забывают про структуру внутренней цены на бензин в России, которая на 2/3 состоит из налогов и иных поборов. 

Может ли произойти лицензирование или это лишь угрозы со стороны правительства, Царьграду рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович:

«Речь идет о том, чтобы, так или иначе, ограничить экспорт. Либо через финансовые механизмы, либо через административные. Если вы, например, не отправляете достаточное количество нефтепродуктов на внутренний рынок, тогда у вас будут ограничены экспортные возможности. Но, разумеется, компаниям это очень не нравится. По той простой причине, что у нас же все-таки рыночная экономика, как считают компании, поэтому нам надо экспортировать товар, куда нам удобно».

Получается, наши компании считают, что у нас рыночная экономика, а правительство уже давно так не считает. Правительство считает: если нужно, мы можем ограничить ваши экспортные возможности. Они сейчас действительно очень комфортные - цена на нефть высокая, а девальвация рубля делает экспорт более чем выгодным, потому что у них внутренние расходы в рубле, а доходы, соответственно, в долларе. Перепродаем доллары в рубли, получаем очень много рублей.

Конечно, можно сказать, что санкции во многом этому поспособствовали - сделали рубль дешевым и помогли компаниям таким образом зарабатывать. Компании даже как бы в шутку говорят: спасибо сторонникам санкционной политики в Америке, что они сделали наши доходы очень высокими. Кстати, для правительства это как раз способ обосновывать свою жесткую риторику в отношении компаний: вы же заработали много денег на том, что нефть дорогая, а рубль дешевый, нужно делиться с родным правительством. Либо делиться с населением за счет удержания низких цен на топливо.

 

Но компании этого совершенно не хотят, ссылаясь на то, что это как бы антирыночная логика. Даже на Украине 95-й бензин уже стоит 1 евро. В Болгарии, Турции - примерно 1,15-1,2 доллара. А в России где-то 0,7 доллара в пересчете. Для них это плохо, они хотят экспортировать. И дальше такого рода перекидывание мячика друг другу продолжается. Пока не дошло до взрыва, но есть ощущение, что котел уже перегрет и скоро начнут искать виноватых. Когда все-таки выяснится, что цены на заправках поползут вверх.

С большой долей вероятности чиновники попытаются это спихнуть на нефтяные компании. При этом сами они не выполняют своих обещаний. В свое время они сказали: либо транспортный налог, либо акцизы. В итоге - и то и другое. Две трети в розничной цене топлива составляет фискальная нагрузка (налоги, акцизы, поборы и так далее). Получается некая игра – кто кого первым дураком назовет.

«Да, отчасти это такой «тришкин кафтан», когда нам говорят, что сначала нужно с компаний побольше денег собрать, а потом говорится, что мы вам дадим компенсацию. Но компенсацию неполную, - отметил господин Митрахович. - Если у вас не хватает ткани на рукав, вы отшиваете рукав и пришиваете его к другому месту, и у вас получается, вроде как одну проблему решили, а другую себе создали». 

Эксперт добавил, что дальше уже идет торг на тему увеличения компенсации. «И компенсации добились, что их увеличили с 2019 года, но все равно недостаточно. Давайте больше. А правительство говорит: нет, больше не дадим. И акцизы тоже понижать не будем, с Нового года, наоборот, будем повышать. Причем в полтора раза. То есть если сейчас у нас уже котел перегрет, и пошло движение, на заправках независимых чуть-чуть стало расти, и они говорят, что котел перегрет, - то что будет через два месяца? А через два месяца мы будем двигаться в сторону цен на бензин примерно к уровню наших соседей в районе Турции и тому подобное», - резюмировал господин Митрахович.

Резкий скачок цен на топливо с большой долей вероятности повлечет за собой обострение социального напряжения. Особенно на фоне повышения пенсионного возраста и НДС. Похоже, поиск виноватых нужно начинать в правительстве, кому-то придется задуматься и принять ответственные решения. 

Автор: Юрий Пронько

Источник: Царьград, 30.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики