Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергичные меры и крайние: для сдерживания цен на бензин в России задействуют рыночные инструменты

Энергичные меры и крайние: для сдерживания цен на бензин в России задействуют рыночные инструменты

Для решения ситуации с ценами на бензин правительство может ввести экспортную пошлину, чтобы снизить продажи топлива на внешние рынки в ущерб внутреннему. Об этом сказал ФБА "Экономика сегодня" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

В Кремле в курсе ситуации, сложившейся на рынке бензина, и этот вопрос активно решается в правительстве страны. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. 

"Это вопрос, который, конечно, следует адресовать правительству. Конечно, в Кремле в курсе, это, скажем так, тема, которая сейчас тщательно отслеживается, но в данном случае именно кабинет министров сейчас этим занимается. Вы видите, что... предпринимаются очень активные, энергичные меры и работа ведется. Но это правительство", — сказал Дмитрий Песков. 

В сентябре цены на автомобильный бензин, по данным Росстата, увеличились на 10% по сравнению с августом. 

Налоговый маневр

Изначально было принято решение о налоговом маневре, напоминает, говоря о переменах на топливном рынке, Сергей Правосудов.

"Смысл маневра в том, что изменяется базовая нагрузка на нефтяников - повышается налог на добычу, а экспортная пошлина будет постепенно снижаться, в постепенной перспективе до нуля. Когда это решение было принято, стало очевидно, что игрокам не интересен внутренний рынок, поскольку пошлиной вывоз не облагается. Логично, что внутренний рынок будет либо а) испытывать дефицит, либо б) там вырастут цены так, чтобы нефтяникам было выгодно продавать так же, как на экспорт", - пояснил эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Мировые цены начали расти, рубль ослаб, в итоге цены на топливо - в рублях - бьют рекорды. При этом налог на добычу полезных ископаемых, привязанный к экспортной цене, тоже начал расти. Результатом стал рост цен на внутреннем рынке.

Напомним, что на днях премьер Дмитрий Медведев, отметив наблюдающийся в ряде случаев рост цен на бензин, дал поручение Минэнерго и курирующему ТЭК вице-премьеру Дмитрию Козаку в ближайшие два дня провести консультации с нефтяными компаниями.

Глава правительства заявил, что введет запретительные экспортные пошлины, если в ходе этих консультаций соглашение по заморозке внутренних цен на нефтепродукты не будет достигнуто.

"Несмотря на принятые меры, в целом ряде случаев наблюдается рост цен на бензин. Либо в ближайшее время мне придется подписать решение о том, чтобы ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты, чтобы ситуация на рынке была более стабильной", - сказал Медведев.

Регулировать экспортную пошлину

Как решить этот вопрос? Правительство говорит, что, наверное, нужно вводить экспортную пошлину, чтобы не так выгодно было продавать на внешние рынки. Это верное решение, ведь если эта пошлина не будет повышаться, если нефтяникам будет выгодней вывозить продукцию, ситуация останется прежней.

"Правительство может это сделать, тем более что это рыночный инструмент, власти имеют право регулировать экспортную пошлину", - сказал Сергей Правосудов. 

Ввод запретительных пошлин на продажу нефти будет эффективен в краткосрочной перспективе, говорил ранее ФБА "Экономика сегодня" эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Но в долгосрочной нефтяники откажутся работать в убыток, остановят добычу и на рынке появится дефицит, который вновь вызовет рост цен. Была надежда на налоговый маневр, который обнулит экспортную пошлину, но поднимает НДПИ. Однако он вступит в силы лишь 1 января, а цены растут уже сегодня", - сказал Юшков. 

На прошлой неделе замглавы Минэнерго Павел Сорокин на парламентских слушаниях в Госдуме сообщил, что цены на автомобильное топливо в России 2019 году будут расти в пределах инфляции — не более 4–5%. При нынешней стоимости литра бензина в районе 43 рублей такое повышение составит примерно 2-2,5 руб. Чиновник добавил: ведомство принимает меры для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Минэнерго, по словам Сорокина, в целом ждет улучшения ситуации на внутреннем рынке топлива на фоне принимаемых мер, и считает, что этих мер достаточно для сдерживания цен.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 30.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики