Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Повышение цен на газ ради "независимости" от России оказалось банальной двухходовкой Порошенко по примеру Литвы

Повышение цен на газ ради "независимости" от России оказалось банальной двухходовкой Порошенко по примеру Литвы

Объяснения Порошенко важности высоких цен на газ для Украины политическими причинами и независимостью – это подмена понятий в попытках оправдаться. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Слова Порошенко о том, что Украина ради дешевого газа поступалась суверенитетом – это манипуляция сознанием украинцев. Наоборот, эта страна не пошла по пути Белоруссии и не стала продавать свою газотранспортную систему "Газпрому", сделав из нее фетиш "независимости". В итоге белорусам не приходится обслуживать и ремонтировать свою ГТС, а газ они получают по самым низким ценам в сравнении с другими покупателями у России. И независимость свою Белоруссия явно, как мы видим, не утратила.

Можно вспомнить и украинские контракты – Киев получал по так называемым харьковским соглашениям 2009 года скидку в 100 долларов с каждой тысячи кубометров газа. Но эта скидка идет в счет уплаты Россией аренды баз Черноморского флота в Крыму. В итоге Киев получал дешевый газ, все были довольны, но говорить о политических требованиях России не приходится. Наоборот, возникает вопрос, обоснованно ли Москва дает скидки иностранным контрагентам в принципе. И никто поступиться суверенитетом от Украины никогда не требовал", - отмечает аналитик.

Украинский президент Петр Порошенко заявил, что не допустит возвращения к тем временам, когда в Москву нужно было ездить за "бесплатным сыром" – так он назвал дешевый газ, который раньше предоставляла Россия. "Бесплатный сыр – только в мышеловке. Или в имперской столице, в Москве, куда надо было ездить для того, чтобы получать газ и сдавать суверенитет. Мы не допустим возврата к этим временам, - сказал он. - Нельзя допустить, чтобы любые политиканы, пообещав, что газ, а раньше это был бензин, сахар, а еще до этого хлеб ... будет бесплатным, будем раздавать. Мы этим уже наелись". Украинский лидер оговорил – цена газа будет постоянно расти, это "цена независимости".

"Постмайданная власть Украины регулярно заявляет о невыгодности контракта 2009 года, который действует до сих пор – его, кстати, не отменил даже Стокгольмский арбитраж. Цены для Киева, действительно, существенно выросли. Однако то соглашение всего лишь перевело Украину на формулу ценообразования, по которой Россия продает газ Европе – это стандартная рыночная схема. Она привязывает стоимость газа к цене на нефть и корзину нефтепродуктов в портах Италии. И это уникальный случай, когда коммерческий контракт на поставку газа выложен в интернет – он доступен любому.

Политических аргументов этот документ не содержит, от Украины делиться независимости не требует. Политических преференций от Украины в торговле газом Россия никогда не получала. Однако Киев регулярно выторговывал себе значительные скидки под разными предлогами, в том числе за предоставление базы под Черноморский флот. То, что сейчас говорит Порошенко – это манипуляция общественным сознанием. И такая пропаганда не нова – когда в Литве возмущаются решением властей покупать дорогой сжиженный газ, власти аналогично отвечают, что это "цена независимости от России", - подчеркивает эксперт.

Чрезмерная цена независимости

19 октября премьер-министр республики Владимир Гройсман сообщил, что украинцам с 1 ноября повысят цены на газ на четверть. По словам главы правительства, необходимость повышать цены на газ возникла из-за долгов Украины перед международными партнерами. В противном случае на Украине будет объявлен дефолт. Всего с ноября 2018 года по май 2020 года украинцам трижды поднимут цену на газ. На втором этапе цены будут повышать с 1 мая по 31 декабря 2019 года, на третьем — с 1 января по 1 мая 2020 года. Каждый раз повышения будут существенными. 

По словам главы правительства Украины Владимира Гройсмана, необходимость в этом возникла из-за долгов перед международными партнерами. Двадцать третьего октября Порошенко пообещал ни при каких условиях не допустить снижения газовых тарифов для населения своей страны. Украинский лидер также заявил, что дешевый газ, который раньше поставлялся из РФ - это "российская газовая кабала".

"Если понимать слова Порошенко буквально, то раньше у Украины независимости не было, а сейчас, когда цены на газ для украинцев и промышленности выросли до запредельных значений, страна "незалежность" внезапно обрела. Киев сделал все, чтобы покупать газ дорого, и объясняет населению это сохранением суверенитета. Хотя происходящее на Украине сегодня – это полнейший бред.

Дошло до того, что с нынешним повышением цена газа для промышленности уже стала выше, чем закупочная в Европе – эти данные открыт публикует украинское Министерство экономики и торговли. Цену для населения уже практически подвели к средним тарифам закупки у стран Евросоюза. Если пересчитать на нацвалюту, то украинцам тысяча кубометров в августе обходились в 7,4 тысячи гривен, тогда как цена импорта была 7,9 тысячи. Но с 1 ноября внутренние цены повышаются на четверть, а в ближайшие два года еще вырастут дважды на очень чувствительные цифры.

На Украине создана прослойка компаний, которая делает огромные деньги на внутреннем рынке с помощью простых двухходовых схем. Их владельцы покупают дешевый реверсный российский газ на европейском рынке, продают внутренним потребителям намного дороже и делают на этом огромный профит. Не стоит забывать, что 20 млрд кубометров Украина добывает на своей территории, дополнительно закупая лишь 10 млрд кубов – своя продукция по определению должна быть дешевле. Но пока эти схемы действуют, украинская власть будет говорить о "цене независимости от России" и ""политических причинах", банально наживаясь на проблемах собственного населения", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 31.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики