Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как меры правительства скажутся на росте цен на бензин

Как меры правительства скажутся на росте цен на бензин

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что документ о введении заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты примут до конца недели в случае, если правительство и нефтяные компании не придут к соглашению по стабилизации цен на топливо.

Правительство считает, что введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов приведет к перенасыщению внутреннего рынка от того, что их будет слишком много. Соответственно, производители будут снижать цены на них, чтобы их продать. Это действительно приведет к снижению цен на топливо на внутреннем рынке. 

Однако надо понимать, что рост цен остановится, они может быть даже снизятся, однако продолжаться это будет недолго, в среднесрочной и долгосрочной перспективе такие меры приведут к дефициту бензина. То есть нефтяники начнут продавать себе в убыток на внутреннем рынке из-за того, что они не могут поставить на экспорт объемы, которые произвели. А потом для того, чтобы убрать убытки, они просто перестанут производить нефтепродукты в прежнем объеме, что и приведет к дефициту.

Правительство по какой-то причине пытается бороться с повышением стоимости топлива на внутреннем рынке методами насыщения, но дефицита на рынке нет. У нас растет себестоимость топлива, это связано с несколькими причинами. Во-первых, инфляция, во-вторых, у нас курсовая разница такова, что нефть стоит в рублях в два раза дороже, чем в начале года: нефть дорожала, а рубль наоборот ослабевал. Получается, что в рублях нефть стоит слишком дорого, и с более дорогой нефти вы будете получать более дорогие нефтепродукты.

В-третьих, у нас налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает довольно существенную долю в себестоимости топлива. Он высчитывается из стоимости нефти на мировом рынке: когда нефть дорожает, НДПИ повышается. С учетом ослабления рубля стоимость топлива должна вырасти, а правительство пытается их сдержать.

А с 1 января получится, что у нас повышается НДС, НДПИ и акциз в 1,5 раза, при этом нас уверяют, что стоимость топлива не возрастет. Конечно, она возрастет, если ничего не менять.

Так что я думаю, что путем введения заградительных пошлин правительству в краткосрочной перспективе удастся перенасытить рынок и снизить цены на топливо, но в долгосрочной перспективе для стабилизации рынка надо будет придумывать что-то другое, отказываться от повышения акциза, регулировать НДПИ и так далее. Сейчас сложно признать, что хотя налоговый маневр еще даже не начался, а что-то уже идет не так.

Надо реально смотреть на вещи, регулировать именно ту составляющую, которую себе забирается государство из стоимости бензина, а это 60-70% всевозможных налогов, сборов, акцизов, и чтобы цена на топливо на внутреннем рынке не росла, тут надо что-то менять. Плюс надо перестать ослаблять рубль, потому что дешевый рубль приводит к подорожанию топлива в стране.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 31.10.201

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики