Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как меры правительства скажутся на росте цен на бензин

Как меры правительства скажутся на росте цен на бензин

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что документ о введении заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты примут до конца недели в случае, если правительство и нефтяные компании не придут к соглашению по стабилизации цен на топливо.

Правительство считает, что введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов приведет к перенасыщению внутреннего рынка от того, что их будет слишком много. Соответственно, производители будут снижать цены на них, чтобы их продать. Это действительно приведет к снижению цен на топливо на внутреннем рынке. 

Однако надо понимать, что рост цен остановится, они может быть даже снизятся, однако продолжаться это будет недолго, в среднесрочной и долгосрочной перспективе такие меры приведут к дефициту бензина. То есть нефтяники начнут продавать себе в убыток на внутреннем рынке из-за того, что они не могут поставить на экспорт объемы, которые произвели. А потом для того, чтобы убрать убытки, они просто перестанут производить нефтепродукты в прежнем объеме, что и приведет к дефициту.

Правительство по какой-то причине пытается бороться с повышением стоимости топлива на внутреннем рынке методами насыщения, но дефицита на рынке нет. У нас растет себестоимость топлива, это связано с несколькими причинами. Во-первых, инфляция, во-вторых, у нас курсовая разница такова, что нефть стоит в рублях в два раза дороже, чем в начале года: нефть дорожала, а рубль наоборот ослабевал. Получается, что в рублях нефть стоит слишком дорого, и с более дорогой нефти вы будете получать более дорогие нефтепродукты.

В-третьих, у нас налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает довольно существенную долю в себестоимости топлива. Он высчитывается из стоимости нефти на мировом рынке: когда нефть дорожает, НДПИ повышается. С учетом ослабления рубля стоимость топлива должна вырасти, а правительство пытается их сдержать.

А с 1 января получится, что у нас повышается НДС, НДПИ и акциз в 1,5 раза, при этом нас уверяют, что стоимость топлива не возрастет. Конечно, она возрастет, если ничего не менять.

Так что я думаю, что путем введения заградительных пошлин правительству в краткосрочной перспективе удастся перенасытить рынок и снизить цены на топливо, но в долгосрочной перспективе для стабилизации рынка надо будет придумывать что-то другое, отказываться от повышения акциза, регулировать НДПИ и так далее. Сейчас сложно признать, что хотя налоговый маневр еще даже не начался, а что-то уже идет не так.

Надо реально смотреть на вещи, регулировать именно ту составляющую, которую себе забирается государство из стоимости бензина, а это 60-70% всевозможных налогов, сборов, акцизов, и чтобы цена на топливо на внутреннем рынке не росла, тут надо что-то менять. Плюс надо перестать ослаблять рубль, потому что дешевый рубль приводит к подорожанию топлива в стране.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ
 
Опубликовано: RNS, 31.10.201

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики