Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Компании снижают оптовые цены на бензин после подписания соглашения с правительством. Пошли вниз и топливные цены на Петербургской бирже. Долго ли продержатся относительно низкие цены на топливо и что говорят участники рынка?

Нет никакого компромисса. Нет никакого прорывного решения. Нефтяники и правительство подписали документ, который не решает проблему.

В лучшем случае цены на бензин какое-то время не будут расти. Может быть, до весны. Может быть, до нового года. А может, хватит всего на несколько недель. Потом цены снова пойдут вверх. 

Компании и правительство не договорились о главном: об экспорте топлива. Именно из-за того, что экспортировать его можно всем, и в неограниченных объемах, внутри страны сложился дефицит и выросли цены. Экспортируют все — и крупные компании, и просто перекупщики. Дорогая нефть и слабый рубль позволяют получать огромную прибыль.

Правительство изначально хотело договориться с нефтяниками об ограничении экспорта, а вовсе не о заморозке оптовых и розничных цен, о чем в итоге подписали соглашение. Сегодня их снижают, а завтра нефтяники снова попросят поднять, предполагает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Дайте нам возможность как-то так негромко, но все-таки повысить эти цены выше инфляции со II квартала. Поэтому такая схема тоже возможна: им дадут какое-то окно возможностей, они быстренько поднимут цены. Потом, если начнется шум, правительство опять их зафиксирует, но уже, конечно, на уровне чуть выше, так скажем, чем это было в конце 2017 года».

Почему власти и бизнес не смогли договориться об экспортном контроле? Правительство предложило экспортные лицензии, чтобы продавать топливо за рубеж могли только НПЗ. Это отсекло бы трейдеров, которые сейчас скупают внутри России бензин и экспортируют его. Но, видимо, не смогли договориться о том, сколько бензина компаниям придется оставлять в России.

Это ключевой для нефтяников вопрос. Им гораздо выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке. Точно так же не прошло предложение перерабатывать и продавать на внутреннем рынке 17,5% нефти. И это тоже ключевой вопрос.

Сейчас одни компании экспортируют больше бензина, другие меньше, поэтому понимания между самими нефтяниками нет. Что будет с рынком дальше, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Фактически мы перешли на внутреннем рынке бензина и дизтоплива на социалистическое хозяйство. Оно означает постоянное наличие дефицита и торговлю из-под полы. Вот это наша близкая перспектива».

Больше половины заправок в России — независимые. Власти заявляют, что снижение оптовых цен позволит таким АЗС снизить стоимость топлива. Но пока не ограничат экспорт, до них недорогой бензин может не дойти. Заправщикам можно отказывать в поставках, а топливо, как и сейчас, уйдет за рубеж. Причем трейдеры заработают еще больше, чем сейчас, потому что будут закупать бензин по административно сниженным внутренним ценам. В итоге оптовые цены снова пойдут вверх.

Владелец небольшой башкирской сети АЗС Виталий пока не очень верит, что цены вообще снизятся.

«Сейчас еще рано говорить, ценовая политика обычно у них меняется — среда-пятница. Завтра пятница, вот если завтра поменяются отпускные цены, мы увидим, на сколько они понизят или нет. Они снижали обычно в течение недели. Самое главное, чтобы они убрали трейдеров, а прямые договоры с хозяевами заправок заключали. Вот это было бы хорошо постоянно».

В итоге правительство хоть и хотело, но не сделало то, о чем просят предприниматели: убрать трейдеров. Осталось еще два способа. Ввести заградительную экспортную пошлину, но это негативно скажется на добыче и нефтепереработке. Пошлина делает бессмысленными инвестиции в трудноизвлекаемые запасы и модернизацию заводов. Последнее средство — ограничить экспорт по личному требованию первого лица. 

Источник: BFM.RU, 01.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики