Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Компании снижают оптовые цены на бензин после подписания соглашения с правительством. Пошли вниз и топливные цены на Петербургской бирже. Долго ли продержатся относительно низкие цены на топливо и что говорят участники рынка?

Нет никакого компромисса. Нет никакого прорывного решения. Нефтяники и правительство подписали документ, который не решает проблему.

В лучшем случае цены на бензин какое-то время не будут расти. Может быть, до весны. Может быть, до нового года. А может, хватит всего на несколько недель. Потом цены снова пойдут вверх. 

Компании и правительство не договорились о главном: об экспорте топлива. Именно из-за того, что экспортировать его можно всем, и в неограниченных объемах, внутри страны сложился дефицит и выросли цены. Экспортируют все — и крупные компании, и просто перекупщики. Дорогая нефть и слабый рубль позволяют получать огромную прибыль.

Правительство изначально хотело договориться с нефтяниками об ограничении экспорта, а вовсе не о заморозке оптовых и розничных цен, о чем в итоге подписали соглашение. Сегодня их снижают, а завтра нефтяники снова попросят поднять, предполагает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Дайте нам возможность как-то так негромко, но все-таки повысить эти цены выше инфляции со II квартала. Поэтому такая схема тоже возможна: им дадут какое-то окно возможностей, они быстренько поднимут цены. Потом, если начнется шум, правительство опять их зафиксирует, но уже, конечно, на уровне чуть выше, так скажем, чем это было в конце 2017 года».

Почему власти и бизнес не смогли договориться об экспортном контроле? Правительство предложило экспортные лицензии, чтобы продавать топливо за рубеж могли только НПЗ. Это отсекло бы трейдеров, которые сейчас скупают внутри России бензин и экспортируют его. Но, видимо, не смогли договориться о том, сколько бензина компаниям придется оставлять в России.

Это ключевой для нефтяников вопрос. Им гораздо выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке. Точно так же не прошло предложение перерабатывать и продавать на внутреннем рынке 17,5% нефти. И это тоже ключевой вопрос.

Сейчас одни компании экспортируют больше бензина, другие меньше, поэтому понимания между самими нефтяниками нет. Что будет с рынком дальше, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Фактически мы перешли на внутреннем рынке бензина и дизтоплива на социалистическое хозяйство. Оно означает постоянное наличие дефицита и торговлю из-под полы. Вот это наша близкая перспектива».

Больше половины заправок в России — независимые. Власти заявляют, что снижение оптовых цен позволит таким АЗС снизить стоимость топлива. Но пока не ограничат экспорт, до них недорогой бензин может не дойти. Заправщикам можно отказывать в поставках, а топливо, как и сейчас, уйдет за рубеж. Причем трейдеры заработают еще больше, чем сейчас, потому что будут закупать бензин по административно сниженным внутренним ценам. В итоге оптовые цены снова пойдут вверх.

Владелец небольшой башкирской сети АЗС Виталий пока не очень верит, что цены вообще снизятся.

«Сейчас еще рано говорить, ценовая политика обычно у них меняется — среда-пятница. Завтра пятница, вот если завтра поменяются отпускные цены, мы увидим, на сколько они понизят или нет. Они снижали обычно в течение недели. Самое главное, чтобы они убрали трейдеров, а прямые договоры с хозяевами заправок заключали. Вот это было бы хорошо постоянно».

В итоге правительство хоть и хотело, но не сделало то, о чем просят предприниматели: убрать трейдеров. Осталось еще два способа. Ввести заградительную экспортную пошлину, но это негативно скажется на добыче и нефтепереработке. Пошлина делает бессмысленными инвестиции в трудноизвлекаемые запасы и модернизацию заводов. Последнее средство — ограничить экспорт по личному требованию первого лица. 

Источник: BFM.RU, 01.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики