Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновый стоп-кран: надолго ли снизились цены на топливо

Бензиновый стоп-кран: надолго ли снизились цены на топливо

Нефтяники приступили к выполнению договоренностей с правительством

После подписания соглашения о заморозке на топливном рынке многие нефтяные компании отрапортовали о снижении оптовых цен. На утро четверга бензин АИ-92 на бирже подешевел на 2,5%, до 48,19 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 5,2%, до 50,6 тыс. рублей, а дизель упал в цене на 2,1%, до 57,4 тыс. руб. за тонну. Достигнутые договоренности с кабмином — это не решение проблемы, а только отсрочка, считают эксперты. По их прогнозам, в России может возникнуть дефицит топлива из-за большей привлекательности для нефтяников в поставках на экспорт. Если же они сфокусируются на внутреннем рынке, убытки компаний могут составить 150 млрд рублей в год.

Снизят цены

В нефтяных компаниях «Известиям» сообщили, что после подписания документа с правительством они уже приступили к его реализации. В частности, в «Лукойле» и «Газпромнефти» начали снижать цены.

— Следуя рекомендациям Минэнерго и ФАС России, с 1 ноября 2018 года компания меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности, — отметили в пресс-службе «Лукойла».

В «Газпромнефти» заявили «Известиям», что мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо снизили с 1 ноября в среднем до 15%. В компании добавили, что в полном объеме выполняют все обязательства в рамках предыдущих договоренностей с правительством. В частности, цены на топливо на АЗС сети «Газпромнефть» сохраняются на уровне мая 2018 года, и компания не планирует их изменять в ближайшее время, добавили в пресс-службе.

В «Татнефти» также сказали, что достигнутое соглашение с кабмином фиксирует договоренности, достигнутые еще в мае 2018 года. Речь идет о стабилизации внутрироссийских розничных цен на топливо и увеличении его поставок на внутренний рынок.

— Компания поддерживает инициативу правительства и сделает всё от нее зависящее для обеспечения национальной экономики нефтью и качественными нефтепродуктами, — пояснили в пресс-службе «Татнефти».

В «Роснефти» не стали комментировать цены, но отметили, что поддерживают действия кабинета министров по стабилизации рынка нефтепродуктов. «По итогам совещания, проведенного вице-премьером Дмитрием Козаком, состоявшегося конструктивного диалога, направленного на преодоление временной нестабильности, сложившейся на рынке нефтепродуктов, «Роснефть» поддержала предложенное правительством решение. Соответствующие документы подписаны и направлены в правительство», — отметили в пресс-службе.

В Нефтегазхолдинге (группа ННК) «Известиям» также сказали, что подписали соглашение и направили документ в адрес Минэнерго и ФАС.

Неизбежный дефицит

Эксперты говорят, что достигнутые договоренности с правительством — это не решение проблемы, а его отсрочка.

— Механизм ручного регулирования государством не может продержаться долго. Он приведет к дефициту: компании перестанут производить для внутреннего рынка, — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Помимо переориентации на экспорт, дефицит будет вызван ограничением прироста поставок на внутренний рынок, оговоренным в соглашении, добавил ведущий эксперт Союза нефтегазпромышленников России Рустам Танкаев.

— Потребление в России сейчас низкое — в четыре раза ниже потенциального объема, но оно постепенно растет. Если спрос будет увеличиваться быстрее, а цены останутся зафиксированы, это приведет к возникновению «черного рынка» к июню 2019 года, — прогнозирует эксперт.

По его оценке, при сохранении цен на топливо на уровне июня 2018 года нефтяные компании будут терпеть 150 млрд рублей убытков в год при получении двух рублей убытка с проданного в России литра бензина и дизельного топлива. Эксперт опасается остановки модернизации нефтеперерабатывающих заводов и падения качества топлива. 

Повышение НДС с 18 до 20%, рост НДПИ и акцизов подстегнет рост цен в 2019 году, уверены эксперты. «Если НДПИ благодаря закону о налоговом маневре будет более или менее демпфирован, то как быть с ростом акцизов и НДС, не понятно», — отметил Игорь Юшков.

В Независимом топливном союзе «Известиям» сообщили об угрозе взрывного роста цен на фоне новых налоговых обязательств и рисков ослабления рубля. Государство будет опасаться социальных волнений, поэтому, вероятнее всего, повышение цен на топливо будет растянуто во времени, не согласен Игорь Юшков. По его словам, можно ожидать повторного совещания с нефтяными компаниями в правительстве накануне нового года.

Логичным шагом со стороны правительства был бы отказ от повышения акцизов в следующем году, резюмируют эксперты. По итогам совещания, которое прошло в среду, вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в 2019 году не превысит среднегодовой уровень инфляции и составит не более 4,6%. Чиновник пояснил, что при этом увеличение стоимости топлива должно быть равномерным, без резких колебаний. 

Авторы: Ирина Цырулева, Полина Гриценко

Источник: Известия, 02.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики